АНТРОПОЛОГИЯ ЗАКАЗЧИКА

Alexey Romashin
Дизайн-кабак
6 min readJan 26, 2020

--

За 20 с лишним лет своей дизайнерской жизни, во взаимоотношениях с заказчиками я прошёл, наверное, через все возможные ситуации от комедийных до опасных для жизни. В результате своих не вполне осмысленных действий, я потерял количество денег, равное стоимости… затрудняюсь сказать… но купить приличный внедорожник и несколько раз прокатиться на нём по Европе вполне было бы можно.

Я прошел путь от новичка, робеющего перед бизнесменом, до вполне уверенного в себе профи, который знает, как нужно общаться с клиентом, чтобы оба остались довольны и продолжали взаимовыгодное сотрудничество долгие годы. Если бы я знал все те «фишки», которые знаю сейчас, это сильно бы упростило мне жизнь и сохранило бы мне кучу денег. В этой своей статье я хотел бы поделиться с молодыми, ещё “не обстрелянными” дизайнерами опытом. Предположу, что и бывалые дизайнеры смогут почерпнуть из неё что то полезное, как минимум для того, чтобы взглянуть на себя в профессии под другим углом. Ну что, поехали?

Хочу начать с того, что заказчик — это всегда бизнесмен, то есть человек жёсткий, умеющий настоять на своём, по поведенческой модели он — охотник, или хищник. Дизайнер — тонко чувствующее, рефлексирующее существо, не склонное к насилию. Он мягок и податлив, по поведенческой модели он — добыча, или жертва. Если бы бизнесмены, подталкиваемые инстинктом хищника, всякий раз «съедали» дизайнеров, то цивилизация бы остановилась, потому, что бизнес не способен создавать никаких ценностей, кроме добавленной стоимости, бизнес лишь покупает за деньги новации, созданные дизайнером. Зачем, по большому счёту, дизайнер нужен бизнесу, я писал не так давно в Кабаке. Для тех, кому лень копаться в моих архивах, процитирую самого себя:

Что заставляет представителей бизнеса, людей бережливых, умеющих считать каждый доллар, делиться с дизайнером, откусывая от своей прибыли? Чего такого бизнесмен не может сделать сам? Ответ для меня очевиден — бизнес не может самостоятельно, без помощи дизайнера, убедить покупателя расстаться с деньгами. И эта неспособность связана отнюдь не с нехваткой мозгов у «комерсов». Все дело в различных способах мышления человека бизнеса и человека творчества.

По большому счету, графический дизайн — это искусство переведения смыслов в визуальные образы, для установления коммуникации между производителем и потребителем, а дизайнер — носитель специфического, во многом иррационального способа мышления, называемого визуальным.

Как я писал выше, за долгие годы продакшна в коммерческой графике, мне пришлось поработать с клиентами наверное всех типов, цветов и размеров. Предлагаемый материал я назвал “Антропология заказчика”, это моя попытка систематизировать поведенческие модели людей бизнеса в контексте их взаимодействия с дизайнером, а так же дать простые советы молодым коллегам, как им вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы не остаться в результате без денег.

ТИП «ЗАХОЧУ — ОЗОЛОЧУ»

Если заказчик начинает вам напевать о том, что если ему понравится ваша работа, он не поскупиться и выдаст щедрые премиальные — это означает только одно, он хочет подстраховаться и не давать вам аванс. Откажитесь от обещанных премиальных, скажите, что аванс — это ваш главный стимул, что вдохновение у вас рождается только после получения аванса, а до этого — нет.

Каков размер аванса должен быть? Это зависит от вашей “мышечной массы”. Если вы востребованы рынком и заказчики выстраиваются к вам к очередь, то можете договариваться хоть на все 100%. Если вы в начале творческого пути, то 25% будет достаточно. Для меня привычным является аванс 50%. Помните, что и вы и ваш клиент рискуете в равной степени, только он своими деньгами, а вы своим рабочим временем.

ТИП «ЕЩЁ, ЕЩЁ и ЕЩЁ»

Если заказчик требует у вас бесконечное количество вариантов, это верный признак, что у него проблемы с принятием решения и что высока вероятность того, что он выжмет вас досуха и расторгнет договор. Обязательно перед началом работ договаривайтесь на определённое количество эскизов, которое вы готовы разработать. Обычно это — 3. Это не так много, чтобы заказчик запутался в вариантах и не так мало, чтобы у него возникло ощущение, что ему чего то недодали. Если заказчик тем не менее требует от вас “ещё и ещё”, просите пересмотра суммы договора исходя из увеличения объёма работ. Ничего не делайте бесплатно, так вы просто обесцениваете свой труд.

ТИП «САМ СЕБЕ ДИЗАЙНЕР»

Заказчик, который пытается залезть в ваш творческий процесс и начать самостоятельно исправлять вашу работу — тяжёлый случай… Постарайтесь деликатно объяснить ему, что его творческие компетенции заканчиваются на брифе. Если ему что то не нравится в вашей работе, попросите сформулировать претензии чётко и желательно в письменном виде. Насколько глубоко можно запустить заказчика в проектный процесс — решать вам. Но помните, что за конечный результат несёте ответственность всё равно вы.

ТИП «БЫСТРЫЙ КАК КОВБОЙ»

Наверное самый распространённый тип заказчика, которому «всё нужно вчера». Помните, у вас свой привычный темп и стиль работы. Не дайте заказчику «разогнать» себя, если на то нет объективной причины, но будьте аккуратны с deadline, если вы затянете проект — будет конфликт. Помните, любое «срочно» стоит как минимум + 30% к обычному прайсу. Предложите это заказчику и он успокоится и не будет вас гнать. В идеале, календарный план работ должен быть приложен к вашему договору и подписан обеими сторонами.

ТИП «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»

Есть Заказчики, которые неожиданно теряют интерес к проекту и «засыпают». Иногда — на неделю, иногда — на полгода. Не напоминайте о себе по нескольку раз, спокойно проедайте полученный аванс и занимайтесь другими проектами. Бизнесмен никогда не расстанется с деньгами, которые авансировал в проект, рано или поздно, он позвонит вам и попросит продолжения банкета.

Меня часто спрашивают, как я отношусь к сентенции, что заказчик всегда прав? Да, отвечаю я, заказчик всегда прав, за исключением тех случаев, когда он совершенно не прав и воспитывать заказчика — священный долг и почётная обязанность дизайнера в России.

Невил Броуди как то сказал: “Иногда своих заказчиков приходится увольнять, при этом вы должны быть готовы немного поголодать”. И ещё одна чудесная цитата от Массимо Виньелли:

Первая вещь, которую нужно прояснить клиенту — что вы здесь не для того, чтобы удовлетворять его желания, а для того, чтобы удовлетворять его потребности.

Выше в статье я употребил термин «визуальное высказывание». Способность дизайнера внятно выражать свои мысли по средствам визуального языка — фундаментальное качество в профессии. Я приглашаю всех в свой блог, где можно записаться на бесплатное тестирование на предмет наличия у вас способностей мыслить визуально. Мой тест предназначен как тем, кто ещё «не нюхал порох», так и тем, кто уже занимается дизайном, но не доволен своими результатами. Точность теста достаточно высока. Переходите по ссылке на блог, оставляйте свой e-mail, на него я вышлю тестовую таблицу.

А на сегодня всё, вменяемых вам клиентов. Делайте дизайн и не забывайте ставить 👏

--

--