Держите дизайнера в курсе

Почему важно обсуждать с дизайнером не только задачу, но и контекст вокруг неё

Dasha Pochekueva
Дизайн-кабак

--

Тема этой статьи страшно капитанская, и говорить о ней слегка неловко, но и молчать невозможно.

Краткое содержание: если вы дизайнер, старайтесь не просто делать то, что написано в задаче, а смотреть шире, докапываясь до метаданных. А если вы артдир, постарайтесь придумать формат для погружения дизайнеров в контекст проектов. Это сэкономит им сотни часов работы, а компании — солидную часть бюджета.

Вот как это работает.

Давным-давно в далёкой-далёкой галактике арт-директор получил от начинающего дизайнера ничем не примечательный макет. Всё было на месте: заголовок, текст, кнопка, но в целом результат не хватал звёзд с неба.

Артдир подумал-подумал и подошёл к дизайнеру:

— Вась, что-то у нас не клеится с макетом. Скажи, как звучит задача?

— В задаче написано: в проекте сменились стили. Надо сделать блок в новых стилях. Вот я и сделал. Дёшево и сердито.

— Так и должно быть?

— Ну, а чего мудрить.

— Скажи, а что у нас с контекстом?

Дизайнер сделал сложное лицо.

— В смысле?

— Ну, расскажи поподробнее о задаче. Сколько у нас ресурсов? Кто клиент, зачем ему этот продукт, что уже было сделано раньше?

— …

— Вася, но так же нельзя. Иди допроси менеджера, потом расскажешь.

Вася пошёл к менеджеру и начал пытать его вопросами. Поначалу менеджер был не рад лишней трате времени, но всё-таки честно ответил.

Их объединяло священное чувство раздражения: внутри себя и менеджер, и дизайнер мысленно костерили артдира. Вот привязался, сукин кот! Какой-то контекст ему подавай. Блажь и пустая трата времени. Задача-то элементарная: заголовок, текст, кнопка — не бином Ньютона.

Поговорив с менеджером, дизайнер вернулся на место и ещё раз посмотрел на макет. Голова слегка прояснилась, раздражение улетучилось, и вдруг дизайнер подумал: чёрт, а макет-то и впрямь не огонь.

В ходе разговора выяснилось, что у задачи высокий приоритет. Она призвана привлечь внимание к важной бизнес-логике, клиент уже сломал много копий, пытаясь сделать всё дешево и сердито, и теперь готов вложить побольше ресурсов и сделать всё по уму. Изначальное решение дизайнера было слишком простым, а теперь он понял, что есть время и возможности для улучшений. В следующей итерации результат выглядел уже намного лучше.

Теперь вопрос: как работает эта магия? Казалось бы, артдир-сукин-кот не дал ни одного комментария по работе. Он не предлагал поменять стили, не критиковал логику, не спорил о консистентности и вообще не комментировал результат работы дизайнера. Он просто предложил вникнуть в контекст, и это всё изменило.

Что такое контекст

Вокруг любой задачи есть некое облако смыслов, о котором не пишут в брифе. Слухи о проекте, нюансы отношений с клиентом, долгосрочные цели компании, предыдущий опыт клиента, его навык выражения критики и донесения мыслей, приоритеты людей, их предпочтения и предубеждения.

Контекст — это грабли, о которые регулярно спотыкаются начинающие дизайнеры. Суровая правда жизни состоит в том, что можно сделать дизайн, попадающий в описание задачи, но его не примут, потому что он не учитывает контекста.

Допустим, ситуация. В дизайн-студию обратился производитель кофемашин, и ему нужно сделать лендинг. Машины качественные и дорогие, изготавливаются строго под заказ. Лендинг нужен для того, чтобы собирать заявки от франчайзи и формировать образ солидного бренда. Но есть нюанс: собственник бизнеса торопится к выставке, и ему очень важно сделать лендинг строго через неделю.

В этом описании видны три составляющие: задача, детали и контекст.

Задача — это продукт, который нам надо выпустить. «Сделать лендинг для кофемашин».

Детали — это информация, которая раскрывает задачу. «Машины дорогие, бренд серьёзный, лендинг нужен не для всех подряд, а для франчайзи».

Контекст — это метаданные, которые задают ограничения и задают направление. «Собственник торопится к выставке».

Как контекст влияет на дизайн

На первый взгляд кажется, что это не самая важная штука. Но смена контекста может загубить всю работу и иногда даже увеличить бюджет в несколько раз.

Например, по исходному контексту (выставка через неделю) складывается впечатление, что клиенту не важна детальность, объёмность и зрелищность работы дизайнера. Крутой дизайн не нужен, вау-анимация — тоже. Важны только горящие сроки. Самый прекрасный в мире дизайн с опозданием в неделю для этого клиента будет абсолютно бесполезен, и нет никакого резона вкладывать силы в красоту.

Другое дело — если у клиента ничего не горит. Что, если собственник бизнеса уже сменил трёх подрядчиков, потому что они рисовали всякую ерунду? Что, если менеджер клиента пообещал своему начальству, что дизайн будет великолепен любой ценой? Что, если раньше продукт клиента не дотягивал, а теперь наконец-то появились ресурсы и отмашка сверху на то, чтобы довести всё до ума?

Формально задача во втором случае может звучать так же, как и в первом: «Сделать лендинг», и всё. Так бывает, если менеджер проекта нерадивый и плохо передаёт информацию дизайнеру. Но разница между одним лендингом и другим огромна. Макет «быстро» и макет «зрелищно» — это разные макеты. Сроки, бюджеты, приоритеты, подходы в этих двух случаях — небо и земля.

Именно поэтому дизайнерам важно учиться закапываться в нюансы проекта, даже если речь идёт о небольшой задаче. Сбор и использование контекста — это отдельный навык, и часто он приносит куда больше пользы, чем знание инструментов.

Как понять, что контекста не хватает

Арт-директор определяет нехватку контекста на раз-два. Вот как он это делает:

  1. По обсуждениям: если в обсуждениях проекта мелькают исключительно технические вопросы, а цели и смыслы игнорируются.
  2. По наводящим вопросам: «Вась, а зачем клиенту эта штука? А вот эта? А что на этом поприще уже пробовали делать? Взлетело или нет?»
  3. По количеству доработок: если Вася уже пятый раз существенно переделывает подачу в дизайне.

Всё это — поводы насторожиться, обсудить проблему между собой или даже сходить на повторный брифинг с клиентом.

Часто дизайнеры избегают этого, потому что им стыдно признаться, что с первого раза что-то осталось непонятным. Но нет ничего крамольного в том, чтобы признаться клиенту, что нужна ещё одна встреча для уточнения деталей. Гораздо стыднее будет показать результат, который далёк от решения реальной задачи.

Как сформировать общую картину контекста

Допустим, дизайнеру приходит очередная скупо описанная задача. Посмотрим, какие этапы она должна пройти, чтобы обрасти «мясом».

На первом этапе дизайнер вытрясает из менеджера или ЛПР побольше релевантных данных. Помогают открытые вопросы: что, зачем, как, когда. Обсуждение и сбор может занимать и 5 минут, и 25, и два часа — всё зависит от условий, объёма работы и возможностей.

Затем формируется общая картина контекста. Обычно она не формализована и нигде не описана, а витает в воздухе. Но даже в неописанном виде она полезна: можно понять приоритеты в работе, задать ограничения и договориться об уровне детализации.

Вся эта процедура нужна для последнего шага: просеивание контекста помогает понять, что самое важное. Приоритеты — это лопата, которой вооружается дизайнер перед тем, как начать копать. Можно копать и без лопаты, но процесс, скорее всего, будет долгим и мучительно беспомощным. Не надо так.

Частый вопрос — кто и когда должен собирать контекст. Это вопрос каверзный: он из серии «Кого ты больше любишь — маму или папу».

Правильный ответ: нельзя циклиться на какой-то одной фигуре.

Все участники проекта собирают свой контекст; некоторые делают это осмысленно, другие — случайным образом. У менеджера много контекста о клиенте; у фронтендеров — о технических особенностях; у бэкендера — по структуре данных; у артдира — по перспективным планам развития.

Команда становится сильной, когда суммирует контекст разных ребят. Люди собираются, складывают свой контекст, смотрят на эту новую большую картину — и что-то в головах щёлкает.

Как собирать контекст

Разговаривать друг с другом ртом. Бог с ними, с ежедневными скрам-летучками — не все любят совещательный терроризм. Но хотя бы раз в неделю надо.

Искренне интересоваться чужими проблемами. Простая идея: чтобы люди делились с дизайнером информацией, он должен искренне проявлять интерес к их проблемам. Не просто «решать задачи». Не просто преследовать свои цели. Спрашивать у окружающих, где у них болит, выяснять мотивы и причины, и делать это не спустя рукава.

Въехать в смежные области. Ещё одна минутка капитанства. Чтобы понимать контекст, важно хоть немножко разбираться в сферах деятельности людей, с которыми работаешь. Чуть-чуть понимать, как устроен бизнес, чуть-чуть разбираться во фронтэнде, чуть-чуть разделять подход менеджеров. Люди рассказывают гораздо больше, когда чувствуют, что человек по ту сторону хоть немножко шарит в теме.

Резюмировать или писать митинг-репорт. После каждой встречи проговаривать или писать, что было озвучено и к каким результатам пришли. Это помогает синхронизироваться с другими людьми, убедиться, что всё понято верно, и лучше запомнить контекст.

Собирать сводку. Более глубокий уровень вникания в контекст — сделать эту историю масштабируемой. Учиться не просто вникать в контекст самому, а ещё и доносить его до других людей. Самый простой способ это сделать — завести для коллег закрытый канал в Телеграме и раз в неделю коротко рассказывать, что происходит с каждым проектом или продуктом.

Пример сводки из практики агентства «Кельник», где я работала

Что может пойти не так

В процессе сбора информации дизайнер может столкнуться с двумя проблемами: либо не хватает времени, либо не хватает авторитета и доверия.

Люди не всегда охотно делятся проблемами. Часто они боятся показаться глупыми или некомпетентными, боятся признаться, что у них в проекте есть косяки, что кто-то облажался или просто не подумал о подводных камнях.

Информацию о факапах тяжело достать, но она самая ценная. Очень важно создать в компании атмсоферу, в которой люди готовы делиться даже самой щекотливой информацией и не стесняться открыто говорить о проблемах.

Чтобы завоевать доверие, спрашивающему следует придерживаться трёх принципов:

  1. Не использовать контекст во вред. Что бы ни сказал человек, нельзя использовать эту информацию против него — пытаться подсидеть его, изменить правила игры, добиться своих целей, противоречащих целям человека.
  2. Соблюдать конфиденциальность. Если человек делится какой-то информаций, но просит не рассказывать третьим людям — надо не рассказывать, и чёрт с ней, со сводкой. Информированность важна, но доверие всегда важнее.
  3. Не стесняться говорить о своих факапах. Сделать первый шаг к открытости — это значит стать открытым самому. Признаться в своих косяках. Победить свой страх, свои комплексы, своих тараканов, а уже потом требовать этого от остальных.

Что делать, если общаться с людьми невыносимо

Принять себя, простить и почитать книжки по коммуникациям для интровертов. Например:

— «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», Дейл Карнеги

— «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно», Ларри Кинг

— «Преимущества интровертов», Марти Лейни

Это была очередная статья про дизайн-процессах. Ещё я веду канал о визуальных приёмах — https://t.me/mozhno Подписывайтесь: статьи выходят раз в полгода, а в канале каждый день новый приём.

--

--

Dasha Pochekueva
Дизайн-кабак

Продуктовый дизайнер из Питера, в прошлом арт-директор. Пишу о дизайн-процессах и управлении собой. Веду канал о визуальных приёмах: https://t.me/mozhno