История на минус миллион

Igor Dyatlov
Дизайн-кабак
15 min readJun 25, 2017

--

Dailosaur №17. Pepluum 2017

Я стараюсь честно и без прикрас рассказать историю своих успехов и неудач, как я зарабатывал 300 тысяч и сидел два месяца без денег, как менял работу, с какими людьми встречался на пути, как попал на фриланс и открыл школу и, наконец, как сделал маленький проект в поисках собственного стиля. Одна из работ проекта в обложке статьи. Статья получилась большой, поэтому я разбиваю ее на главы для удобства чтения.

На написание этой статьи меня вдохновил Mad Rabbit.

История начинается весной 2016 года, когда я решил покинуть уютные стены Trace studio ради новой жизни. Какой будет новая жизнь — тогда еще совершенно не понимал.

Глава 1

Да я вам ноги переломаю!

Начну чуток раньше. Меня зовут Игорь. Я трехмерщик. В декабре 2014-го во время дипломной практики я устроился работать в только что открывшуюся аутсорс студию. Ребята делали hd модели танков для World of Tanks, и это взрывало мозг! Охренеть как круто, прямо в Петербурге за зарплату, равную трем предыдущим я делал AAA проект! Я бросил университет и год проработал в студии, где получал 2000$ в месяц. После обвала рубля выходило почти 150 тысяч. Это и сегодня хорошая зарплата, а тогда мне, дипломнику, снесло крышу. Работа мечты, куча денег, сиди себе, зарабатывай да не парься ни о чем!

У аутсорс студии (давайте назовем ее студией «Петр и Ко»), в руководстве стояло два человека. На самом деле их было три, но эту деталь опустим. Первого звали Петр — опытный бизнесмен, человек не глупый, наглый и весьма успешный. Петр жестко организовывал работу в студии. Мне не нравились его методы, но мужик умел и умеет зарабатывать и, к тому же, делает неплохие мобильные игры и прикольные штуки. Студия Петр и Ко лишь один из нескольких его бизнесов. Второго начальника звали Ко, и он гораздо интереснее. Ко любил поиграть в хоккей, в багажнике у него всегда лежали клюшки, и раз в неделю кто-нибудь из сотрудников обязательно слышал в свой адрес: «Да я тебе ноги переломаю». Как-то в три ночи он ворвался в офис, в ярости пнул дверь и крикнул: «Нихуя вы не получите! Куплю себе машину за миллион и уеду отдыхать, а вам ни копейки не заплачу!» Ко умел только пугать, на деле он никого пальцем не трогал. Возможно, глубоко в душе он добрый, иногда мне становилось очень жаль его, но история не об этом.

ПК директор, мультсериал «Южный парк».

В студии «Петр и Ко» я играл роль тим лида — был правой рукой ПК директоров и делал грязную работу. Чтобы стать лидом, я обидел друга, просил хороших людей выходить на выходные, грозил увольнением, ставил неразумные жесткие сроки. Мы командой из 15 человек тянули проект на 25. Только у нас один художник единовременно делал 2 и даже 3 танка. Мы всем офисом сидели по ночам и выходным, и если некоторые делали это добровольно, то других я заставлял. Мне нравилась зарплата, но быть говнюком сложно и совесть съедала изнутри. Ах эта сучья совесть! Ко постоянно срывался, Петр набирал больше работы и нанимал много неопытных, а порой просто некомпетентных людей. Иногда попадались хорошие художники, но они не задерживались надолго. К слову, Ко, кроме директорства, был лидом и художником на персонажке. Я много раз видел как лид тормозит работу талантливых художников, но этот парнишка бил все рекорды, умудряясь опаздывать к дедлайну в три раза. Истории о некомпетентности Ко часто всплывают на тусовках трехмерщиков в Петербурге, и они чертовски смешные.

Вы спросите: «Игорь, вот ты жалуешься, но сам пытался что-либо изменить?» Ох, ребятки, не пытался и стыжусь этого. Все что я сделал — маленький буфет для сотрудников. Несколько раз я говорил с начальством. Петр выслушивал, а потом спокойно убеждал что я не прав и скоро сам стану как Ко. С Ко строить диалог и решать проблемы было невозможно. Отчетливо помню одну из последних наших встреч:

— Ко, поговорим?

— Ну так говори. Говори давай. Говори

— У нас

— Что у вас? Что? Все охуели? Что случилось? Говори.

— Я…

— Что ты? Давай говори. Что? Что? Говори. Нечего сказать?

— Ко, слушай.

— Да, я слушаю. Говори

Такая херня происходила каждый раз.

Я не красиво ушел. Ругался с начальством из-за сроков, защищал свой зад и немного защищал художников, выслушал много дерьма от Ко и кричал свое в ответ. Он сказал: «Хочешь уйти? Никто тебя не отпустит!» Тогда я решил, что это не им решать, вышел из кабинета, забрал свои вещи и ушел. Тем же вечером я устроился в Trace. Через пару дней я принес в студию заявление об увольнении. ПК директора не заплатили за последний месяц, они задним числом подписали документ о моем увольнении. Хитрецы.

К слову о деньгах. Я трачу все, что зарабатываю. Не умею копить. Часто я остаюсь без денег и неделями питаюсь одной лишь гречей, даже научился ее вкусно варить. Говорят, нужно переучиться, но я не хочу тратить время на такую ерунду, пока так много всего еще не сделал. Это моя глупость, к которой мы еще вернемся в следующих главах.

Итак, я ушел из компании, остался без денег и завел парочку врагов.

Чему научился: Скилл растет на проектах, а не на туторах. Работать в студии полезно, но не настолько полезно, как мне казалось. Совесть не лечится деньгами. На больших проектах много новичков. В большом коллективе начальству плевать на сотрудников, и работа делается неэффективно. Лид обязан не мешать работе. Большие скиллы собираются из маленьких. Ради сокращения статьи я вырезал кусок про скиллы, просто поверьте мне

Глава 2

Фруктовый кефир

В Трейсе такого дерьма не было. Работа шла спокойно, и мы тусили каждый день. Там я познакомился с людьми, которые изменили мою жизнь: Женей Паком и Ильей Шелеменцевым.

— Постой, — скажете вы, — ты начинал свою статью с того, как ушел из Трейса! Зачем ушел, если там было так здорово?

— Отличный вопрос! — отвечу я. — Жизнь стала кефиром. Одна и та же работа, люди одни и те же. Не подумайте, это прекрасные люди! Но меня начинало воротить. Задачи ничем не отличалась от задач в «Петр и Ко», развитие остановилась, рутина съедала, и я превращался в овоща. Это вдвойне страшно для 22-х летнего парня. Погодите-ка, 22-х летнего? Нет! Мне 23! Вчера же было 21, а вот уже 23! Куда делся целый год?

— Подумаешь, жизнь вообще проносится стремительно, — справедливо заметите вы, — многим не нравится своя работа. Задолбал ныть! Все становятся с возрастом овощами, а жизнь протекает как кефир. Смирись!

— Нет! — закричу я. — Не могу так! Так нельзя! Я на такое не подписывался!

Поняв, что долго не продержусь, я закончил проект и мирно покинул команду. Я захотел вновь стать фруктом и принял странное решение — вернуть веселое прошлое.

Чему научился: спокойная работа и веселый коллектив расслабляют, в этом нет прокачки. Работа в уютном офисе съедает жизнь словно лангольеры.

Кадр из сериала «Лангольеры»

Глава 3

Веселое прошлое

Я ненавидел универ, но обожал его музыкальные кружки: хор, ударные, и конечно же, мы собирали свои рок-группы. Забавно, я не общаюсь с бывшими одногрупниками, даже пятерых с трудом вспомню, но до сих пор общаюсь с друзьями по музыкальным кружкам. Кружки распались, я нашел работу и покинул университет — там меня больше ничто не держало.

В те времена я познакомился с безумным, великолепным, странным, потрясающим, противоречивым и чертовски интересным человеком — Колей Яковлевым, вокалистом и поэтом группы ГАФТ. Коля мало парился за баблишко, много за искусство и вел насыщенную жизнь в окружении десятка интереснейших людей, среди которых выделим Елену Ласкую, она еще сыграет свою важную роль. И вот я стал частью окружения. Мы много тусили, курили траву, ели марки, гуляли по заброшкам, рисовали граффити, влезали на машины, роняли заборы, играли концерты, шутили мерзкие шутки и занимались искусством. Я стал баловаться с глитчем, но не со стильным как у Покраса, а с суровым и хардкордно-уродливым глитчем. Даже заглитчевал клип, но в итоге попросту запорол, Коля его так и не выложил.

Глитч портрет Жени Пака. Pepluum 2016

Я все это время сидел без денег и ел одну лишь гречу, и меня это почти не парило.

Весной пара крутых и известных ребят из мира кино пригласили нас покурить траву. Ох, это было приключение! Мы пришли в огромную квартиру в самом центре Петербурга! На кухне стояло две бутылки хорошего виски (я такой один раз за 12 тысяч купил, когда работал в «Петр и Ко»), на столе белый порошок, который ребята вдыхали в нос через обрезанную коктейльную соломинку и здоровенный пакет самой лучшей травы на моей памяти. Мы не знали, что кроме работы в искусстве чуваки владеют парочкой ресторанов, куда каждое утро на самолете из Парижа привозят устриц. Они миллионеры.

Тут стоит немного отойти от темы. Моя мама любит психологические и бизнес-тренинги, к которым я всю жизнь относился скептически. Она увлеклась Бизнес Молодостью и захотела подарить мне один курс БМ. Я воспринимал эту идею в штыки, но тем вечером у киношников в моем накуренном и полном завистью мозгу пролетела мысль: «Они обсуждают своих устриц и свои миллионы так же, как мы с коллегами обсуждаем запечку нормала. Я научился печь нормал, значит, могу научиться привозить устриц! Мама хотела подарить курс БМ. Может, разок стоит согласиться? Жизнь одна, и я ничего не теряю!»

То время было дьявольски веселым и продуктивным, но я понял одну истину — греча быстро приедается. Хотя я вновь был фруктом, жизнь все еще была кефиром. У меня появилась масштабная цель — вернуть в свою жизнь деньги, но продолжить заниматься странными вещами. Я захотел стать самодостаточным и независимым.

Так я попал в БМ.

Чему научился: Делать дерьмо — весело. Плевать на критику еще веселее. Веселое дерьмо прокачивает круче работы в офисе. Мама желает мне только хорошее, даже если кажется иначе. Успешные люди — тоже люди, и они вокруг нас. Греча приедается.

Глава 4.

Это не секта? О да, детка! Это секта!

Не закрывайте страницу! То что вы прочтете дальше — не реклама БМ. Хочу пересказать два месяца одного паренька из БМ без розовых очков, но и не топя никого в говне.

Так вышло, что паренька тоже зовут Игорь, он тоже трехмерщик, и у нас чертовски много общего.

Игоряшке мама подарила курс для старта своего дела. Игорьку было очень странно общаться с людьми на курсе, ведь он уже забыл, что возможно зарабатывать меньше 80 тысяч в месяц. Даже в безработные времена Игорь умудрялся найти маленький заказ на 20к за пару дней. На БМ же десятки людей мечтали к концу курса заработать ну хотя бы такие же 80к. Мало того, никто не разделял несколько извращенные взгляды Игорьца на искусство. Конечно, были ребята, которые без проблем поднимали 100 и 200, и даже 300 тысяч рублей, но в целом тусовка оказалась странной и уж точно не более успешной, чем предыдущая тусовка Игоря. Возможно, поэтому БМ так не любят в среде дизайнеров, для них большинство БМ-овцев — бедные неудачники. Большинство — конечно же, не все, но разве в среде дизайнеров будут об этом беспокоиться? В этой среде любая соринка сойдет за целый склад говна, и объективных отзывов про непопулярные организации не найти. Конечно неприятно, когда вам пишут через край мотивированные, совершенно не умеющие вести дела ребятки, но презирать огромный пласт живых людей из-за пары придурков? Попахивает стадностью. Но наш герой об этом не думал, он поддался дурману спикеров и поверил, что может все.

2 месяца в БМ прошли интересно, Игорец нашел чуток уверенности в себе, стал преподавателем в школе компьютерной графики Space School и вспомнил старую мечту заделаться в 3D иллюстратора.

Чему научился: себя изнутри не поменяешь, нужен толчок извне. В тусовке дизайнеров много холиваров и мало правды. Нахуй холивары, у меня своя голова на плечах. БМ — просто большая школа с неформальными занятиями. Мотивация не важна, она может появиться во время работы.

Глава 5

Дуракам везет

В «Петр и Ко» постоянно обсуждали популярных 3D художников, например Булгарова, Тора Фрика или Диму Рабочего. Среди прочих говорили об Илье Шелеменцеве, работы которого мне нравились. В Трейсе работал парнишка, который шутил блатные шутки и казался крайне неприятным персонажем. Целый месяц я его избегал пока не узнал, что это тот самый Илья Шелеменцев, и черт возьми, я хотел с ним подружиться.

Однажды в Трейс пришел один моделлер моложе меня. Это сбивало с толку, везде где я работал — был самым молодым, а здесь кто-то моложе. А еще Женя Пак попросту выглядит как чертовски крутой спец.

Женя Пак и Илья Шелеменцев в поисках рефов. Фотография из архива.

Лену Ласкую я тысячу раз видел на концертах группы ГАФТ, она занималась организационными делами, а еще у Ленки была репутация заядлой тусовщицы, за что ее прозвали Пати-боссом. У девчонки есть уникальный талант — она умеет решать проблемы.

Я некоторое время искал работу преподавателем трехмерной графики. Всегда любил преподавать, обучать стажеров и читать лекции. Побывал в нескольких школах и вузах, где учат 3D и понял, что не хочу иметь с ними ничего общего. В Петербурге не нашлось крутого места, в котором компетентные люди вели бы компетентные занятия о геймдев 3D. Хотелось один аккуратный и симпатичный очный курс. Я сошелся с Федором Николаевым, который сделал Space School, но мы не договорились — он хотел онлайн курс, а я хотел очный. Мы разошлись, и тогда я принял безумное, странное и совершенно нелепое решение — открыть свою школу. Спасибо БМ за пайплайн! В кармане ни копейки, опыта организовывать что-либо нет и вообще это дерьмо пугает, но возвращаться в офис казалось куда худшей перспективой.

Меня посетила муза! У Лены большой опыт организации, я дружу с двумя офигенными художниками, один из которых божественно хайполит, а другой роскошно текстурит. Я спец по лоу поли. У меня есть команда, осталось об этом рассказать самой команде. Все трое легко согласились затеять школу, так как решили что у меня это временно и мы обо всем скоро забудем.

Мы не забыли.

У нас не было ничего: названия, известности, связей и даже опыта в рекламе. Я сделал группу, выложил туда программу и написал пост о бесплатной лекции. Лена выпросила у нескольких крупных пабликов бесплатные репосты и нашла помещение. Через неделю мы приехали на лекцию, и я занял у Ильи 3000 р. на аренду зала. Пришло 8 человек. Четверо купили курс по 9 900 р. в месяц. Заработали 40к, и я отдал 3к Илье. Той же ночью мы сидели в кафе, и Женя сказал:

«Еще не поздно все отменить. Это огромная ответственность, мы точно облажаемся!»

Не облажались!

Лена нашла отличный, но чертовски дорогой компьютерный класс, однако мы поторговались, и он стал самым дешевым. Оказалось, это единственный доступный в аренду в Петербурге зал, в котором запускается Substance Painter. Конечно, есть еще университетские классы, но от них так веет тоской и страданиями тысяч полуживых студентов, что обучать и учиться в них совершенно невозможно. Мы вложили часть заработанных денег в рекламу, и еще через неделю у нас получилась группа из 11 человек. Несколько ребят заплатили сразу за весь курс. Так я оказался с 300 000 рублей на руках, заработанных за две недели. У нас все еще не было названия.

Чему научился: Прошлое строит будущее. У меня есть ресурсы для всего, что бы я ни захотел. Друзья помогают менять жизнь. Мелочи исправлю позже, главное получить результат как можно быстрее.

Глава 6

Где деньги, Лебовски?

Кадр из художественного фильма «Большой Лебовски»

Думаете эта статья про успех? Как бы не так! Мне снесло крышу, и я помчался тратить деньги: накупил дорогих вещей, вкусно обедал и угощал друзей. Я тратил не свои деньги, а деньги школы, не подумав о счетах. Если оплатить аренду, гонорары преподам и Лене, рекламу и целую гору мелких обязательных расходов, то на руках остается совсем не много. Я это понял только когда деньги кончились. Оказалось, что вертеть деньгами небольшой школы ни разу не просто, это сильно отличается от бестолковой траты зарплаты, как я делал в «Петр и Ко».

Ответственность, сучки.

Счета нужно оплачивать, поэтому взял не срочный фриланс. С почасовой оплатой работа пару раз приносила 3500$ в месяц, но обычно я нарабатывал всего на 2000$, так как много времени уходило на школу и свои маленькие дела. Деньги выходили хорошие, и я работал когда хотел.

К слову о школе. Собралась отличная группа, мы много тусили и веселились, но при этом работали как проклятые, а в конце каждого занятия все вместе обнимались. Правда, вначале мы с преподавателями лажали как черти и спасал ситуацию лишней домашней работой, но к концу мы начали справляться. Первый курс получился неровным, но чертовски веселым и эффективным. Четверо ребят после нас устроились работать в студию DigitalForms.

Из ошибок — я продлил курс на месяц бесплатно для студентов и потерял на этом 40к рублей. Во время курса я захотел сделать форум, набить в зал минимум сто человек и целый день читать лекции о 3D. Такой маленький CGevent.

Не знаю, обошелся ли форум в 60 или 80к. Я очень быстро перестал соображать, куда уходят деньги. Пришло около 60 человек, и мы с трудом заработали 20 тысяч, оставшись в минусе на несколько десятков. А самое дерьмовое — я не считал все цифры и даже не скажу, сколько точно потратил! С деньгами до сих пор веду сложные отношения, но больше так не лажаю. И еще маленький косяк — мы наняли за 10к оператора, и он снял очень плохое видео. Я решил, что лучше его никуда не выкладывать.

Чему научился: Деньги не то, чем кажутся. Свое дело — личная ответственность. Нельзя доверять новичкам работу. На фрилансе платят больше, чем в офисе, но бывает одиноко. Работать на себя сложно, но приятно.

Глава 7

Дружба — это чудо!

Помните, как потерял год жизни? Сейчас наоборот, кажется что после Форума прошел как минимум год, и чувство такое словно с тех пор я уже дважды справлял день рождения. Жизнь больше не похожа на кефир, но появились новые проблемы.

Все мои геймдев модели находятся под NDA. Это значит, что мне нельзя показывать и говорить, над какими проектами я работал. Однажды я выложил скриншот своей модели с официального сайта игры на свою страницу в вк, и меня попросили удалить этот скрин. Ситуация дерьмовая. Я месяцами делал топовые ассеты, вылизывая каждую деталь, и не могу никому об этом говорить! Три года хардкордной работы и никакого портфолио. Как я находил работу? Через тестовое или по рекомендациям.

Меня это не устраивало, и в то же время не хотелось задерживаться в геймдеве. Меня давно манила иллюстрация, поэтому я решился на новое маленькое безумство — начал делать дейлики. Одна работа каждый день в течение месяца. Не просто какая-то моделька, а полноценная композиция. Ух, было не просто. В голове ни слова про композицию, цвет, свет и повествование. Я знал словосочетание «пластичная линия», но не имел понятия, что это такое. Порой совсем ничего не хотелось делать, и тогда мозг придумывал, как выкрутиться. Иногда не было идей, и приходилось искать вдохновение, но чаще всего идеи требовали слишком много времени, и я изобретал читы. Так я сделал проект Dailosaur из 30 работ.

Dailosaur №20. Pepluum 2017

Один я бы не справился.

Банальная идея. Почему она так редко всплывает в среде дизайнеров?

Мой хороший друг Денис Козионов сделал логотип для моей школы, афишу для форума и обучил типографике. Именно благодаря его поддержке и под его надзором я стал делать дейлики. Он невольно стал моим ментором. Я стыдился первых работ, но Денис не осуждал, а только подсказывал и давал советы по композиции и шрифтам, и без его советов я бы давно застрял на месте. Однажды я пришел домой в 5 утра, очень хотелось спать но дейла не было — невыносимое чувство. Я сделал золотую надпись flow: обвел в майе шрифт Jellyca, выставил свет, настроил шейдак и отправил Денису.

Dailosaur №5. Pepluum 2017

Это был первый дейлик, который ему понравился! Именно поэтому я так часто пишу Fløw на своих работах. Затем Лена и ее чертовски красивые подруги стали лайкать работы в инстаграме. Лайки от девочек вдохновляют почти как лайки ментора, в сотню раз больше лаек других дизайнеров и в тысячу раз, чем лайки обычных парней. Вершина блаженства — Даня Сатива из Силы Света лайкнула 22 работы. Она рассказала, что их разок использовали как референсы для проекта в Силе Света. Я из-за этого на недельку даже зазнался. Она до сих пор вдохновляет меня хорошо делать свою работу, а еще Даня помогает продвигать школу и репостит наши курсы в АЕ.

Скажете что лайки не важны? Черт возьми, нет! Лайки Полезны, они мотивируют работать порой куда лучше денег, и к тому же, они кормят мою жажду признания. Но не лайками едины, Женя Пак стал делать свои дейлики, и у нас началось негласное соревнование, помогавшее не сдаваться. Один я бы давно сдался.

Без поддержки Дениса, Жени и красоток Лены не было бы дейликов, без Жени, Ильи и Лены не было бы школы. Без друзей у меня ничего бы не было: ни дела, ни творчества, ни навыков.

Люблю их!

Чему научился: творчество рождается не во вдохновении, а в дисциплине и ограничениях. Поддержка близких очень важна. Нужность портфолио переоценено. NDA сосет.

Заключение

«Ты человек-мультик! Ты должен делать мультики!»

Лена Л. Из личной переписки.

У меня только что закончился второй поток школы и начался второй онлайн курс. На фриле я моделю для нового мультфильма Виталия Шушко, автора X-story. Сложно совмещать школу и работу, поэтому с курсами я сделаю перерыв. Работа мне очень нравится, но хочется наконец вырваться в иллюстрацию, поэтому в свободное время делаю маленький, но совершенно безумный личный проект. Недавно я за вечер сделал постер на конкурс Большого Фестиваля, но опоздал на целый месяц и не попал в артбук, зато с этим постером обошел старину Mad Rabbit-а и получил стикерпак в группе с постерами. Приятно, черт возьми. У меня часто бывают проблемы с деньгами, я до сих пор бездумно трачу, поэтому деньгами школы теперь занимается Лена. Она молодец.

Интересно, как жизнь порой радикально меняется.

Афиша Большого Фестиваля на конкурс. Pepluum 2017

Дорогой читатель, спасибо что был со мной целую статью, я очень это ценю. Надеюсь, тебе было интересно. Возможно, ты узнал что-то новое, или, что кажется мне совершенно маловероятным даже, чему-то научился!
Я буду рад любым твоим комментариям или вопросам.
Меня можно найти в Телеграме и ВК.

--

--