Как технологии и интернет изменили наше восприятие информации

Denis Zolotarev
Дизайн-кабак
7 min readMar 24, 2018

--

Как информационные технологии повлияли на людей, почему нам стало сложнее концентрироваться и благодаря чему эмодзи стали так популярны

Возникновение и развитие глобальной Сети можно считать событием, по значимости сравнимым с изобретением книгопечатания: технология печати подвижными литерами за пару столетий перевернула все принципы воспроизведения, распространения и потребления информации. Интернету хватило на то же самое несколько десятков лет.

Как в результате этого изменились мы сами? Каковы особенности восприятия информации сегодняшним средним пользователем Сети? Влекут ли они за собой позитивные или негативные последствия? Попробуем ответить на эти вопросы.

Я выделил ряд трендов, наметившихся среди активных пользователей — тех людей, которые в наибольшей степени погружены в цифровые коммуникации. Этот список субъективен и в основном описывает то, что я вижу вокруг и какие изменения наблюдаю в самом себе.

1. Мы стали быстрее

Теперь мы воспринимаем больше данных за единицу времени, наша «пропускная способность» увеличилась.

Ежедневный объём необходимой к усвоению информации растёт, времени на потребление отдельных фрагментов становится всё меньше. При этом информационная ёмкость сообщений стремится сохраниться на прежнем уровне. Это приводит к «уплотнению» сообщений и возрастанию нашей «пропускной способности».

Посмотрите, как менялись ролики Apple за последние 9 лет:

  • 2009 год — iPhone 3GS.
  • 2011 год — iPhone 4s.
  • 2016 год — iPhone 7 и 7 Plus.
  • 2017 год — iPhone X.

В последних видео даже нет закадрового голоса. Голос — это слишком долго. Текст воспринимается гораздо быстрее.

Но нельзя утверждать, что возрастает и скорость качественной обработки информации. В нас можно загрузить больше за меньшее время, но ускоряется ли при этом анализ и обработка?

2. Наша мультизадачность возросла

Мы можем одновременно потреблять информацию из нескольких каналов или вести несколько параллельных коммуникаций.

Почти все могут вести машину, одновременно болтая по телефону, а то и набивая СМС. Почти все могут одновременно говорить на несколько тем в нескольких окнах мессенджера, а некоторые — даже в рамках одного разговора, чередуя сообщения.

Технологии развиваются симметрично этому, стараясь обеспечить нам максимальную многозадачность. Распространение функции «Картинка в картинке», хитрые системы уведомлений, в фоновом режиме «подгружающие» в нас новые единицы данных, многофункциональные сервисы вроде Booking.com — всё это направлено на дробление нашего внимания.

Показательно видео, которое демонстрирует, как выглядит телефон человека с 8 миллионами подписчиков в Instagram.

В качестве экстремального примера подобной адаптации можно вспомнить интересную историю про вертолёты «Апач», сверхнасыщенный интерфейс которых приводил со временем к развитию у обучившихся пилотов способности к чтению двух книг одновременно.

3. Нам всё сложнее концентрироваться

Исследования, проведённые Microsoft в 2015 году, показывают, что наша способность к удержанию внимания на одном объекте сократилась до 8 секунд (принято говорить, что это меньше, чем у золотых рыбок).

Так ли это? С одной стороны, все согласятся, что читать художественную литературу стало сложнее — постоянно хочется отвлечься на что-то ещё. С другой стороны, это мало отразилось на рабочих процессах. Cпособность к концентрации зависит от выполняемой задачи и степени мотивированности человека. Да и достоверность проведённых исследований вызывает ряд вопросов.

Успевшие надоесть разговоры про клиповость мышления во многом строятся на анализе современного информационного продукта, объясняя происходящие изменения потребностями зрителей, хотя это может объясняться трендами в индустрии создания контента. Так, например, это исследование показывает, как среднее время монтажных склеек в фильмах непрерывно сокращалось с 10 секунд в 1930-х годах до 4 секунд в 2010-х. Похоже, представители киноиндустрии научились эффективно работать с монтажом и удерживать внимание зрителя.

Любопытный факт: только сейчас «скорость» фильмов приблизилась к экспериментальным картинам русских футуристов 1920-х (того же Дзиги Вертова), мало известных широкой публике, но очень уважаемых специалистами из сферы кино.

При этом нельзя не отметить стремление постоянно перепрыгивать «с канала на канал», что скорее связано не столько с нашей плохой концентрацией, сколько с тем, что нашего внимания требуют все новые и новые раздражители. Так, пока я писал этот абзац, мне пришлось отвлечься на одно письмо и пару уведомлений из facebook. Хотел ли я этого? Не думаю.

4. Картинки стали для нас новым письмом

Одной из самых древних форм письма было пиктографическое — изображение объекта обозначало, буквально, этот самый объект. Исчезнув на несколько тысячелетий, в 20 веке оно возродилось, например, в виде навигационных пиктограмм.

Навигация в аэропорту. Даже без подписей пиктограммы способны доносить сообщение.

В дальнейшем пиктограммы эволюционировали в иероглифы — письмо с формализованным начертанием знаков, где каждый глиф в зависимости от контекста кодировал определённое слово, часть слова или комплексное понятие. И хотя рисунок знаков всё ещё имитировал реальные объекты, их смысл мог быть совсем другим. Так, например, иероглиф «холмы» в Египте мог обозначать чужеземную страну.

Спустя пару тысячелетий идеографическое письмо снова с нами. Теперь — как эмоциональное дополнение письменной речи, более точно задающее тон и контекст сообщения. Эмодзи, стикеры, мемы — всё это новые иероглифы. Например, новостное приложение Quartz использует эмодзи и гифки для общения с пользователем.

Мы общаемся картинками, выстраивая достаточно сложные нарративы, так как изображения часто несут в себе несколько вложенных контекстных смыслов, как когда-то иероглифы.

В любом мессенджере можно пересылать гифки или стикеры вместо или в дополнение к сообщениям, все пользуются эмодзи. Существуют как широко известные стикерпаки и мемы, оперирующие массовыми контекстами (всем известные фильмы, персонажи), так и нишевые, предназначенные для определённых групп (программисты, журналисты, пользователи Reddit).

Грамотно подобранная картинка, относящая нас к определённому контексту, позволяет быстро и ёмко передать набор эмоций и выразить своё отношение к чему-либо.

5. Информация стала для нас строительным материалом

Технологии дали каждому возможность творить, создавая новые информационные объекты с нуля или компилируя их из уже существующих. Каждый фрагмент информации рассматривается нами как кирпич, который мы можем использовать для конструирования собственных нарративов и смыслов.

Фрагмент фильма, найденная или сделанная самостоятельно фотография, скриншот переписки — всё становится основой для новых коммуникаций.

Потребности пользователей чутко улавливаются разработчиками софта, написавшими уже не один десяток различных программ и онлайн-сервисов для генерации мемов, создания простых композиций и роликов. Отличный пример — Coub. Один из самых популярных сервисов для создания собственного вирального контента путём компиляции готовых видео- и аудиофрагментов.

Мы воспринимаем информационные объекты как кирпичи для новых сообщений, а не как законченные неизменные вещи. Любой фрагмент может стать частью нового смыслового коллажа.

6. Мы считываем информацию фрагментами и по диагонали

У нас не хватает времени и терпения потреблять контент от и до. Исследования показывают, что пользователи Сети больше не читают в привычном смысле слова. Они «сканируют» страницу, выхватывая отдельные слова и предложения.

Широкое распространение получил термин «F-паттерн» — принцип, по которому пользователи Сети часто просматривают ресурсы (повышенное внимание к первым строчкам и беглый просмотр начала следующих). На уровне тепловой карты это действительно напоминает букву F.

«Сканирование» касается не только текстовой информации. Мы перематываем ролики, фильмы и подкасты. В итоге контент, считываемый по диагонали, создаётся для такого потребления.

Жесткое структурирование текстов, дробление контента на фрагменты и внедрение навигации или функционала «ускоренного просмотра» даже в видео — многие сайты начали внедрять навигацию в сам плеер, отмечая на ползунке те или иные знаковые места на видео или аудио, либо вынося их в отдельное оглавление. Некоторые идут дальше и пробуют создавать новые (очевидно, вдохновленные Stories) форматы, как, например, этот проект от The New York Times.

Тем не менее, вдумчивое чтение (прежде всего, художественной литературы) все еще с нами и, по утверждениям специалистов, играет большую роль в развитии мышления.

7. Нам легче оперировать абстракциями

Всё превратилось в интерфейс. Вся информация стала виртуальной. Физические носители уходят в прошлое. Теперь вместо дисков, книг, кассет и пластинок у нас есть их виртуальные слепки, концепты информационных вещей.

Интерфейсы всё дальше уходят от имитации реальных объектов в сторону текстов. На кнопке «Удалить» больше не нарисована урна, а на «Сохранить» — дискета, только слова. Мы моментально соотносим написанное слово с эффектом, которое оно произведёт на виртуальный объект.

Да и сами кнопки больше не выглядят как кнопки. Почти каждый знает, как оформить простую гиперссылку, почти каждый — немного программист.

8. Для нас всё меньше разницы между красотой и уродством

Глобальный доступ в Сеть уравнял в правах на распространение всех пользователей. Каждый может транслировать в информационное пространство собственный вкус. В результате мы видим одинаковое количество красивого и уродливого.

Теперь ключевой показатель — выразительность и информационная ёмкость, а не красота. Наш спектр эстетического восприятия серьёзно расширился.

Подчеркнуто неумелый, «наивный» рисунок внезапно становится сильным выразительным инструментом.

В поисках новых стилей и способов выражения дизайнеры вдохновляются как современными технологиями…

Мультфильм Ugly, вдохновленный случайными эффектами и небрежностями в работе с программами 3D-визуализации.

так и «низкой» эстетикой массового софта.

Ролик про историю Японии во многом обыгрывает стилистику ранних текстовых и графических редакторов.

Что дальше?

Уже сейчас наметились обратные тенденции — возврат к «медленному» потреблению (например Slow TV), «цифровой детокс» и так далее. Все это — реакция на слишком быстрое для человека развитие технологий. Вряд ли это станет мейнстримом, но возможно поможет нам нащупать комфортный баланс между «онлайном» и «оффлайном» и научит более осознанному потреблению информации.

На каждом новом витке эволюции есть свои плюсы и минусы, но люди всегда находили способы гибко приспосабливаться к меняющейся реальности. Это то самое качество, которое позволило нам эволюционировать от камней и палок до космических кораблей и расщепления атома. Тем интереснее наблюдать за тем, как нас меняет формируемая нами самими информационная среда.

Впервые эта статья была опубликована на сайте Lifehacker. Здесь публикуется с небольшими изменениями и дополнениями.

Денис Золотарев. Арт-директор, специалист в области мультимедийной журналистики, digital-дизайна и инфографики.

Больше материалов, статей и заметок в моем канале в Telegram: 40D Подписывайтесь, чтобы не пропустить обновления!

--

--

Denis Zolotarev
Дизайн-кабак

Digital media designer and art director, PhD in Visual Arts. Specialize in digital media, interactive storytelling, infographics. https://tinyurl.com/yxlltmtu