Манипуляция пользователем, передача идей разработчику и критическое мышление

Мысли о развитии продукта и карьеры

--

Прочитал сильную книгу «Психология влияния» Роберта Чалдини, в которой описываются методы манипуляции человеком, используя особенности его поведения.

Понял, что часть этих методов часто используют для продвижения продуктов и услуг. Приведу несколько примеров.

  1. Метод «последовательность» — люди стремятся быть последовательными.
    Как использовать: вначале длинной регистрации дать простые поля, а в конце сложные. Сделав половину работы, человеку не захочется бросать начатое.
  2. Метод «социальное доказательство» — люди ориентируются на то, что делают другие в данной ситуации.
    Как использовать: показать отзывы, крупных клиентов или активность пользователей внутри продукта.
  3. Метод «дефицит» — люди больше ценят то, что менее доступно.
    Как использовать: ограниченные по времени предложения, заканчивающиеся товары или упоминания типа «этот продукт только что просмотрело 7 человек».

В книге есть еще несколько способов использования особенностей социальной психологии. Ее полезно прочитать не только продуктологу, но и каждому человеку, чтобы не оказаться одураченным одним из описанных методов.

Есть тонкий момент, который я усвоил еще в прошлом проекте:

Если вы хотите передать задачу разработчику, делать это нужно через менеджера — его руководителя.

По двум причинам:

  1. Вы не знаете насколько загружен разработчик и какие у него приоритеты.
  2. Нарушается субординация, что сильно бьет по авторитету менеджера. Это главная причина. Избегайте подобных моментов, чтобы сохранить культуру компании.

Наш мозг пытается автоматизировать большинство активностей, чтобы принимать решения без больших затрат энергии. У этой функции есть обратная сторона — мы слишком зацикливаемся на привычном, не желая рассматривать другие методы и точки зрения.

Для обхода этой функции есть очень полезный вопрос, который тренирует критическое мышление и помогает мыслить шире.

Вопрос простой: а что если я ошибаюсь?

Его можно использовать в любой сфере, оценивая свои привычки, инструменты и ход мыслей при принятии решений.

Например, когда я впервые сел за написания поста про работу с задачами, я задал себе вопрос: «а что, если моя система не так эффективна?». После этого, мне удалось найти несколько спорных моментов и лучше организовать задачи.

Попробуйте сделать следующее: возьмите любую свою привычку или мнение по какому-либо вопросу и попытайтесь найти в этом недостатки.

У многих продуктовых специалистов есть один недостаток — они часто думают, что любая проблема решается с помощью новых функций, хотя проблема может быть в другом: слабое привлечение, недоверие к компании, неочевидная ценность продукта и в конце концов неработающая бизнес-модель.

Я говорю не абстрактно. Мы выучили этот урок на своем опыте и теперь стараемся смотреть на каждую ситуацию шире, используя следующий алгоритм:

  1. Докопаться до сути проблемы.
    Например, несколько раз задавая вопрос «почему?». Многие останавливаются слишком далеко и рассматривают лишь поверхностные идеи.
  2. Придумать несколько способов решения проблемы.
    Это может быть не только функция, но и личный звонок пользователю, изменение формулировок, новое позиционирование и так далее.
  3. Максимально быстро проверить решение.
    Как писал ранее, лучше делать это в ручном режиме, чтобы сэкономить ресурсы компании, не привлекая разработчиков.

Мы (люди) используем инструменты для разных целей: работа с почтой, задачами, заметками, контактами, проектами и многим другим. Цель таких инструментов — повысить эффективность работы, но во всех них есть один недостаток.

Начиная использовать какой-либо сервис, мы вынуждены под него подстраиваться, когда как должно быть наоборот — инструмент должен подстраиваться/подбираться под наши требования.

Поэтому при выборе инструмента для любых целей, сперва подумайте над задачами, которые он должен выполнять. Быть может, самый удобный/современный/быстрый инструмент будет не подходить под ваши цели, каким бы популярным он не был.

Пример: для нас не подходила ни одна существующая CRM-система, поэтому мы создали свою, а не перестаивали процессы под чужую.

Моя книга «Дизайнер интерфейсов».
Telegram-канал о развитии продукта и карьеры.

--

--

Илья Сидоренко
Дизайн-кабак

UX/AI-дизайнер. Автор книги «Дизайнер интерфейсов» — iskros.com