Олег и предметная область проекта

Илона Саркисова
Дизайн-кабак
8 min readJul 29, 2020

--

История одного дизайнера в нестандартных условиях

Больше о проектировании интерфейсов и мемы по средам можно найти в телеграм-канале Поясни за UX

Знакомьтесь! Это Олег.

Дизайнер интерфейсов Олег

Он дизайнер с опытом работы в самых разных проектах: интернет-магазины, приложение покупки авиабилетов, мобильный навигатор и пр.
Все работы Олег бережно складывает в дриббл-портфолио и очень гордится своими успехами.

И вот как здорово, Олега приглашают поработать в проекте для зарубежной фармакологической Компании N.
Компания N занимается клиническими исследованиями и производством лекарств.

Олег воодушевлен новой работой

Олегу нужно спроектировать систему для хранения и передачи результатов клинических исследований внутри компании N.

Олег, разумеется, очень рад и с энтузиазмом берется за работу, ведь у него уже есть кое-какой опыт в дизайне.

Первым делом Олег отправляется изучать техническое задание.
И не понимает ни слова.
Более того, Олегу говорят, что через неделю он летит в командировку в лабораторию к клиенту, собирать данные о пользователях. Но Олег не понимает, что собирать, потому что не понимает совсем ничего.

Олега начинают одолевать неприятные мысли о том, что он не очень-то и хорош как дизайнер.
Что все его работы — мусор, и сам он тоже мусор и все тлен.

Пока Олег прокрастинирует и самобичуется, попробуем разобраться, почему так вышло.

Дело в том, что сложно понять дизайн-задачу, если не понимаешь, о чем проект.

Привычные и понятные проекты, вроде тех, с которыми имел дело Олег, не требуют много времени на погружение. В таких проектах разрабатывается то, с чем мы сталкиваемся достаточно часто: интернет-магазины, посадочные страницы, календари и пр.

Но бывают исключения — проекты со сложной предметной областью.

Что такое предметная область

Предметная область — это специфическая группа знаний.

Помните, в школе у нас были разные предметы: химия, физика, биология?

Это — разные предметные области и учителя давали нам базовое понимание каждой из них.

Для UX-дизайнера предметная область — это контекст, в котором существует (или будет существовать) система и пользовательский интерфейс.

Компоненты предметной области

Для удобства можно разделить предметную область на три компонента:

  • специфичные термины и язык людей, которые живут/работают в предметной области,
  • важные объекты, существенные единицы предметной области,
  • то, как эти единицы вязаны и взаимодействуют.
Условная схема компонентов предметной области

В UX-дизайне знание предметной области пригождается на всех этапах.
Но особенно оно помогает в начале работы: когда определяются пользовательские нужды и цели, формулируются функциональные требования и архитектура интерфейса.

Стадии UX-дизайна (J.J. Garrett, The Elements of the User Experience). Стадии, в которых особенно полезно знание предметной области, помечены овалами.

Чем глубже вы понимаете контекст проекта, тем эффективнее вы работаете на начальных этапах.

Как разобраться в предметной области

В знании предметной области я условно выделяю 4 этапа (или, если угодно, состояния поектировщика):

Сейчас Олег находится в состоянии “Я ничего не знаю”.
На то, чтобы максимально преисполниться и достичь состояния “Я эксперт” у Олега могут уйти годы. Как и у любого из нас.
Поэтому последний этап мы опустим и поговорим о том, как достичь состояний “Я знаю, чего я не знаю” и “Я кое-что знаю”.

И первый шаг на пути к просветлению — домашнее чтение.

Шаг 1: домашнее чтение

Итак, Олег берет себя в руки и решает перебраться из состояния «Я ничего не знаю» в «Я знаю, чего я не знаю». Он начинает читать.

Олег изучает документацию проекта; читает статьи о клинических исследованиях в интернете; заходит на форумы химиков в поисках интересных нюансов.
Также он мог бы проверить текущую систему, но это не редизайн-проект, поэтому системы еще нет.
Полезно бывает посмотреть продукты конкурентов, но в случае Олега системы для обработки результатов клинических исследований платные и закрытые.

Олег остается один на один с тонной новой информации и разрозненных терминов.
Яснее не стало.

Олег в окружении химических терминов

Олег предполагал, что путь будет прост.

Ожидание

Но на самом деле все иначе. И, начав со страницы на Википедии о том, что такое клинические исследования, через три часа Олег обнаруживает себя за просмотром котиков на ютубе.

Реальность

Как же из этой тонны информации выбрать то, что важно знать для проекта?

Вам нужно знать ровно столько, сколько вам нужно знать.

Вернее, ровно столько, сколько нужно, чтобы сформулировать вопросы.
Из документации и свободных источников нельзя узнать всего. Только самое базовое. Да и то не факт, что информация окажется релевантной именно для вашего проекта и пользователей.

Поэтому, на этапе домашнего чтения, нам нужно сформулировать гипотезы и вопросы.

Какие вопросы о предметной области нужно сформулировать

Как мы уже обсудили, предметная область состоит из 3 компонентов: словарь, сущности и связи между ними.

Для каждого компонента можно сформулировать вопросы и попытаться на них ответить (см. схему ниже).

Компоненты предметной области с вопросы к ним

Такое количество новой информации удержать в голове, конечно, трудно. И тут на помощь приходят артефакты.

Артефакт — описание продукта с определённой точки зрения по заданному формату. Он помогает договориться всем участникам процесса, но его не увидит конечный пользователь.

Артефактов существует множество. Это не только макеты и прототипы, но и различные отчеты, таблицы, диаграммы, юзкейсы, схемы, сценарии, персоны, карты и прочее и прочее.
Фактически, артефакт — это любая документация которую дизайнер генерирует в ходе работы.

В случае изучения предметной области помогают 2 артефакта:

  • словарь — буквально список слов/терминов с их значениями и контекстом применения;
  • модель связей сущностей — диаграмма, отображающая то, как связаны главные объекты и роли предметной области.
Артефакты, удобно описывающие компоненты предметной области

Именно этими артефактами решает заняться Олег.
Он создает таблицу — словарь, куда вносит непонятные слова и предполагает их смысл.

Словарь предметной области “Клинические исследования”

Он также предполагает, что основные сущности в предметной области — это лаборант, препарат и само клиническое исследование. Возможно, есть что-то еще.
Олег набрасывает схему связей между сущностями.

Схема связей сущностей предметной области “Клинические исследования”

На основе своих артефактов Олег может составить вопросы.

Например, Олег уже предполагает, что такое хромотография, но не совсем ясно, как это используется на проекте. Именно такой вопрос он и записывает.
На выходе получается документ с гипотезами Олега о предметной области и вопросами, которые у него сформировались.

Чуть более счастливый Олег со списком вопросов

С домашним чтением покончено, у Олега куча вопросов.
Он знает, чего он не знает.

Что же с этими вопросами делать дальше? Самое время обратиться к экспертам.

Шаг 2: Общение с экспертами

Немного разобравшись с базовыми понятиями и сформулировав вопросы, Олег отправляется выяснять тонкие детали к экспертам.

Почему нельзя сразу начать с экспертов, не тратя время на домашнее чтение?
Эксперты — занятые люди. У них полно своих дел и работы.
Лучше заранее разобраться в базовых вещах и сформулировать конкретные вопросы. Это позволит предметно и по существу общаться с экспертами, не тратя их время на объяснение основ.

Кто такие эксперты и где их взять?

Эксперты — люди, которые разбираются в предметной области и/или в ней работают. Они уже прошли минимум 2 этапа познания и находятся в состоянии “Я кое-что знаю” или “Я эксперт”.

Ближайшими в зоне досягаемости экспертами могут выступать коллеги на проекте.
Например, менеджер/руководитель проекта или бизнес-аналитик, которые уже давно варятся в этой кухне.
Если до вас на проекте работали дизайнеры, они могли немного разобраться и оставить полезные документы.
Часть сформулированных вопросов и гипотез можно обсудить с коллегами.

Безусловно, экспертами являются лица, заинтересованные в реализации проекта:

  1. Заказчик. Он — точка входа для вас и связующее звено с теми, кто может вам помочь. Бывает, что заказчик и сам является экспертом.
  2. Пользователи. Часто в сложных проектах пользователи являются экспертами в предметной области. В случае Олега лаборанты будут стопроцентными экспертами в области клинических исследований.

Для эффективного общения с заказчиком/пользователями можно использовать интервью и наблюдение.

Олег отправляется в логово химиков, где задает оставшиеся вопросы и обсуждает детали рабочего процесса с будущими пользователями. Также он наблюдает за их работой и делает выводы о своих гипотезах.

Олег в логове химиков

Артефакты обновлены.
Словарь содержит верное объяснение терминов, в нем много деталей о разных понятиях, присущих компании N.

Обновленный словарь предметной области

Диаграмма связей сущностей отражает то, как на самом деле связаны химик, препарат и исследование. Оказалось, что в области есть еще и отчет, в который попадают результаты исследований.
Также у всех объектов выяснились свойства, которые потом отразятся в пользовательском интерфейсе.

Обновленная диаграмма связей сущностей

После общения с экспертами, Олег проверил все свои гипотезы, расширил знания и перешел из состояния “Я знаю, чего я не знаю” в состоянию “Я кое-что знаю”.
Теперь Олег лучше разбирается в клинических исследованиях. Он понимает, о чем его просят и может придумать эффективное решение пользовательских задач.

Уверенный Олег

Безусловно, со временем Олег еще лучше разберется в предметной области своего проекта и его артефакты дополнятся деталями.

Вывод

Попадая на проект со сложной (даже немножко) предметной областью, будьте как Олег.
Исследуйте предметную область в два простых шага:

  1. Домашнее чтение. Это позволит сформировать общее представление о терминах, ролях и процессах; сформулировать гипотезы и вопросы к экспертам
  2. Общение с экспертами. Это позволит прояснить детали, проверить гипотезы, и дополнить артефакты: словарь терминов и модель связей сущностей.

Немного полезных советов:

  • Будьте проактивны
  • Помните: вы не эксперт
  • Сфокусируйтесь на компонентах предметной области (словарь, сущности, связи)
  • Не бойтесь задавать вопросы
  • Сначала пообщайтесь с коллегами, затем с экспертами
  • Пишите заметки и проверяйте их
  • Документируйте

Если статья показалась интересной — дайте знать аплодисментами 👏

Больше о проектировании интерфейсов и мемы по средам можно найти в телеграм-канале Поясни за UX

Курсы со скидкой 55%. Промокод DESIGNPUB.

--

--

Илона Саркисова
Дизайн-кабак

Lead UX Designer в EPAM Systems, преподаватель, ментор, автор телеграм-канала “Поясни за UX” https://t.me/poyasnizaux