Ошибки дизайнера в первый месяц работы за рубежом.

Sati Taschiba
Дизайн-кабак
9 min readApr 9, 2020

--

Наверняка каждому новичку знакомы стресс и легкая неуверенность в себе на новом месте. В первые месяцы работы не избежать огромного потока новой информации и знакомств со множеством людей. Для меня первое время в стартапе FromAtoB запомнились несколькими захватывающими проектами и поездкой в Гамбург!

Итак, хочу поделиться тем, что я узнавала буквально каждый день, работая в иностранном стартапе, как быстрее адаптироваться и что делать, когда становишься частью новой команды.

Мой Youtube

Для меня это возможность осмыслить все, чему я научилась за это время, и определить, как развиваться и дальше. Я все еще учусь, и эти заметки основаны лишь на моем личном опыте. Буду рада вашей обратной связи и вопросам — всегда готова поболтать о дизайне :)

Если вам интересно как я устроилась на работу в Германии и мои наблюдения о жизни и работе в Берлине, добро пожаловать на мой канал в Youtube — Design Lead.

Работа в новой команде / новой стране

1. Задавайте много вопросов

Этот совет мне дали в первую очередь, когда я только пришла свою компанию FromAtoB в Берлине (Германия). Возможно, для кого-то это покажется очевидным, но это не отменяет важности данного пункта. В нашей компании проводится много встреч и онбординг мероприятий. И на этих митингах мне рассказывали про компанию и про то, чем она занимается, например:

  • как наша команда делится внутри компании на squad-ы (команды, отделы), какой squad, к чему относится
  • на каких движках построена наша веб-платформа
  • много было названий, которые придумали внутри компании ребята-инженеры и т.д.

У меня от всей этой информации голова шла кругом. Но я ничего не записывала и ничего не спрашивала. Почему-то думала, что опытные люди знают ответы на эти вопросы по умолчанию.

Самое интересное, что у меня спрашивали: «Ты вообще понимаешь, про что говорят?», а я отвечала, что пойму в процессе. Это было опрометчиво с моей стороны, потому что разобраться самостоятельно сложнее.

После меня в компанию пришел еще один новый менеджер. И мне так понравилось, как проходил его онбординг. Он всюду носил с собой блокнот, и когда ему что-то объясняли, записывал это. Когда в разговорах проскальзывали какие-то аббревиатуры, он не стеснялся спрашивать: «Что это такое? А где мне это посмотреть?» Было видно, что человек очень внимательно относится к деталям, которые ему объясняют, и хочет быстрее вникнуть во все дела.

Его поведение очень контрастировало с моим и благодаря своему новоиспеченному коллеге я поняла, что его поведение намного профессиональнее. Люди внутри компании общаются на определенном сленге, который может быть совершенно непонятен человеку со стороны. Я почему-то считала, что это общеизвестные слова, поэтому стеснялась спрашивать, что они означают. Не повторяйте эту ошибку! Да, вы можете задавать глупые вопросы. А что если они вовсе не глупые? Вы никогда не узнаете этого, если не спросите. Так что блокнотик — маст хэв! :)

Если уж совсем не хотите никого напрягать и спрашивать, то хотя бы узнайте, где вам искать ответы на ваши вопросы, чтобы в своем темпе ознакомиться с информацией и изучить детали. Ведь, как говорится:

“Если бедному человеку дать рыбу, он наестся за один день, но если показать ему, как ловить эту рыбу, то он будет сыт всю свою жизнь”.

2. Nobody really cares

Да, комплексы есть у каждого, но не давайте им взять над вами верх. Не стесняйтесь своего английского!

Когда я работала в США, я мало общалась со своими коллегами, потому что стеснялась. Думала, что меня не поймут из-за акцента или мне будет не хватать словарного запаса чтобы донести свои мысли.

Выкиньте в топку эти стеснения! Они вам мешают, не дают раскрыться. Из-за них вы меньше делитесь своими идеями с командой. А это сильно вредит вашей работе.

Если у вас барьер на личностном уровне, предложите человеку пойти на обед или вместе сходить куда-нибудь. Это очень сильно помогает и сближает. У меня были случаи на работе, когда не выходило с человеком найти общий язык. Вообще никак. Человек был против меня и вообще не хотел общаться. Тогда какой-то совместный досуг, разговоры на личные темы, про семью, увлечения помогали сблизиться. После таких тем вы выходите на какой-то другой уровень общения. А когда приходите на работу, этот человек уже более лояльно относился ко мне и моей работе.

Не зря компании тратят очень много денег на всякие корпоративы и тимбилдинги. Встречи с коллегами в неформальной обстановке помогают сотрудникам узнать друг друга поближе и выстроить более близкие и доверительные отношения. Не пренебрегайте такой возможностью — улучшайте связи с коллегами, общайтесь и заводите друзей на работе. Почему бы и нет?

3. Просите обратную связь как можно раньше

Это одна из вещей, которую в своих статьях упоминают все дизайнеры, но которой многие пренебрегают, как впрочем и я. Подчеркну этот пункт еще раз, и вот почему.

Лично у меня в самом начале работы в новой компании возникает некое ощущение уязвимости. Мне кажется, что у меня не очень экспертное мнение и я покажу свою слабость, если попрошу об обратной связи пораньше. Ведь все хотят сразу показать результат.

Это довольно распространенная ситуация. Пусть мы стараемся изо всех сил узнавать обо всем в новой команде, мы не можем знать того, чего не знаем. Поэтому мы обычно тратим много времени на проблемы, ища подход с неправильной стороны. Именно здесь пригодилась бы ранняя обратная связь. Чем раньше вы попросите фидбек, тем раньше другие люди определят ваши проблемы и помогут вернуться в нужное русло. Ранний запрос обратной связи поможет не терять время на неточные предположения и недоразумения.

Не стесняйтесь попросить совет у своих коллег. Как научиться? Где почитать? Пусть команда с вами поделится. Ведь в компанию взяли далеко непоследних людей. Они эксперты в своей области. Учитесь у своих коллег.

Self-менеджмент

Еще один совет, скорее всего, для новичков. Я в первый раз работаю в стартапе, и для меня это новый опыт. Раньше product и project менеджеры обозначали для меня какие-то дедлайны, а тимлид оценивал за какой период должна быть выполнена задача. То есть часть ответственности всегда была на ком-то другом. Я просто знала, что в конце этой недели мне нужно что-то сдать. В моей компании в Берлине структура организации горизонтальная. Нет вертикального менеджмента. Никто не указывает, когда закончить какой проект, я самостоятельно оцениваю дедлайны и двигаюсь в своем комфортном ритме. И понятное дело, что если я не буду устанавливать для себя какие-то временные рамки, задача может растянуться на несколько недель. Поэтому для самодисциплины важен следующий пункт.

4. Составляйте список дел на день/неделю

Кроме еженедельного планирования с командой, в начале каждого рабочего дня я составляю список рабочих задач. А на утро следующего дня — новый список. Если какие-то дела с прошлого дня я не завершила, я переношу их в новый список. Так, у меня каждый раз перед глазами есть список дел и я не торможу.

Лучше потратить время на планирование и потом выкинуть этот план в процессе боя, чем вообще не тратить время на планирование.

Мне планирование сильно помогает. Также мне помогает трекинг времени.

5. Отслеживайте свое время

Уже несколько лет я слежу, сколько часов я делаю какую-то задачу. Научили меня этому в Wargaming. Каждый день я вношу в toggl.com (бесплатная программа по отслеживанию времени) часы работы, потраченные на выполнение какой-либо задачи. Бывает, вношу комментарии. Если в последующем передо мной будет стоять похожая задача, я смогу приблизительно оценить, сколько времени мне понадобится на ее выполнение. Это очень помогает, особенно, если вы новичок. Например, сейчас я даже знаю, сколько времени трачу на подготовку митинга и написание meeting log (документ, в котором указывается, что произошло во время встречи). Если вы будете следить за временем, вы не станете тратить его на пустяки.

6. Превосходите ожидания

Следующий совет — попытайтесь превзойти ожидания вашего лида, вашего менеджера, да и свои собственные. По началу и в процессе работы желательно предвосхищать какие-то ожидания, чем делать по минимуму и еле-еле. Например, если ваш менеджер или кто-то из инженеров просит сделать QA, и вы говорите, что сделаете его ко вторнику, то сделайте его действительно ко вторнику. Просто делайте свою работу хорошо, и к вам не будет никаких вопросов.

7. Будьте понятны и кратки на митингах

Любой проект в крупной компании обычно имеет много заинтересованных сторон. Из-за плотного графика работы каждого члена команды сложно собрать всех в одной комнате или даже найти 30-минутный интервал, который всем подойдет. Поэтому важно быть кристально понятным и лаконичным во время митингов. Самое главное — быть ориентированным на конкретную цель.

К митингам нужно обязательно готовиться, особенно если вы в этом еще новичок. Я этому научилась только в нынешней компании. На прошлом месте работы за организацию таких деловых собраний был ответственен project менеджер. Если мне нужно было провести митинг, менеджер брал все на себя. В конце встречи он подводил итоги того, какие были приняты решения, и отправлял всем участникам. Одним словом, выполнял функции, которые в новой компании выполняю я.

Организовывать и проводить митинги в новой компании мне помог мой тимлид. Спасибо ему.

Для митингов важны:

a. Agenda. Рекомендуется за несколько дней выслать адженду встречи — повестку дня — всем участникам для того, чтобы у них было время подготовиться к митингу. Если вы вышлете все в последний момент или вообще забудете это сделать, возможно, люди будут совершенно не готовы к обсуждению. Они придут просто послушать вас, а митинг пройдет непродуктивно.

В процессе ведения митинга вам может быть некомфортно из-за того, что все люди новые. Это нормально. Поверьте, уже через несколько месяцев вы войдете во вкус. Изначально у меня в компании был только один митинг, который касался дизайн-системы. Проходил он раз в неделю. Я обсуждала принципы дизайн-системы, делала аудит существующего продукта. Потом скорость работы стала такой высокой, что нам пришлось проводить два митинга в неделю, а затем и вовсе каждый день. За это время я набила руку, и проводить митинги стало в разы легче.

b. Решения. Самое важное в любой встрече — это то, какие решения вам нужно вынести. Если вы не знаете, какие решения согласовать с другими участниками вашей команды, то вы проведете встречу безрезультатно. Часто бывает, что люди уходят от адженды и начинают болтать на отвлеченные темы. Но если у меня есть конкретные вопросы, на которые я хочу получить ответы из этого митинга, я уже не дам ребятам отвлекаться и буду возвращать их к нашей теме. Это очень важно и сильно облегчает работу.

c. Meeting log — это документация после митинга. Раньше я не делала никакой документации, и это было ошибкой. На встрече принимаются важные решения, которые могут всплывать на следующих митингах, поэтому так важно все фиксировать. Бывало, из-за этого на встречах мы начинали обсуждать те вопросы, по которым уже приняли решения на предыдущих митингах.

Сейчас я создаю специальный документ, который доступен всем участникам команды. Записываю дату митинга, адженду, что было обсуждено, какие решения были приняты и какие следующие шаги нам предстоят. Эти пункты очень важны. Если для дальнейших действий нужно вовлечение одного из ваших участников команды, вы делаете на них ссылку и указываете, что ждете от него информацию/работу. Таким образом, вы все детально фиксируете.

8. Чаще проводите воркшопы (мастер-классы)

В прошлом году я участвовала в воркшопе от NN-Group — Facilitating UX Workshops (Искусство проведения UX-воркшопов). Кстати, очень рекомендую этот воркшоп — он стоит своих денег!

Там до меня донесли гениальную мысль: «Воркшоп — это универсальный инструмент по сбору и генерации идей внутри команды»!

Я с легендой UX дизайна — Якоб Нильсен.

Причем, существует множество различных типов воркшопов и методик, которые можно применять на разных этапах дизайна продукта. Если вы новенький в команде и в компании, воркшоп на нужную тему, как ничто иное, поможет вам обрести новые знания о продукте, генерировать идеи вместе с командой и получить бесценную информацию и опыт. А самое главное результат воркшопа будет не только вашим детищем, а детищем всей команды!

Не буду описывать долго этот пункт: кому интересно, сам разберется. По объему эта тема — отдельная статья.

Спасибо за то, что дочитали статью! Надеюсь, вы нашли для себя что-то полезное. Я хочу поблагодарить также своих коллег за их поддержку, которая по сей день помогает мне в работе и получении новых знаний.

by Burnt Toast

Если вам понравилась статья, прошу вас не забываем клапсать 👏. Вы можете клапсануть до 50 РАЗ 😍, вам ничего не стоит, а мне приятно!

Подписывайтесь, чтобы не пропустить выход новой статьи.

--

--