Почему UX-писатель — не копирайтер?

Собака Павлова
Дизайн-кабак
6 min readJan 30, 2019

--

Дмитрий Макаров, UX-писатель

В конце ноября я выступал на конференции World Usability Day с рассказом, как писал тексты для интерфейса личного кабинета на сайте провайдера.

После выступления мне задавали вопросы из зала, и на один очевидный вопрос у меня с ходу не получилось ответить. Девушка спросила, чем отличается копирайтер от UX-писателя, и могут ли они заменять друг друга. Я замешкался, и ответ мой сводился примерно к «у одного — тексты, у другого — микротексты». В общем, неубедительно.

Для меня разница между копирайтером и UX-писателем настолько явная, что до сих пор задумываться о ней не приходилось. А тут вдруг пришлось прямо на сцене. И получилось не очень. Зато после выступления времени подумать было предостаточно. И еще мне помогли коллеги — я поспрашивал, как эту разницу видят они. И вот что получилось.

UX-писатель пишет только в контексте интерфейса

UX-писатель пишет тексты, которые помогают человеку понять, что изображено на картинке. Пользователь видит в интерфейсе контролы: кнопки, радиобаттоны, поля, вкладки, кликабельные блоки и т.д. Им нужны подписи, чтобы объяснить, что вообще происходит и куда нажимать.

Дашборд для сервиса SmartDeal

Эти подписи могут быть совсем короткими. Но иногда в интерфейсах встречаются и большие тексты — например, три-четыре абзаца. Это уже похоже на объемы, с которыми работают копирайтеры, но здесь буквы работают по-другому: они объясняют пользователю контекст. И их никуда не скопируешь, потому что текст имеет смысл только в связи с картинками.

Текст для личного кабинета «Электронного города»

Статьи копирайтера можно спокойно переносить с одного места в другое. Он создает самостоятельные единицы контента и не сильно задумывается о контексте.

UX-писатель ограничен объемом

Нам приходится буквально втискивать текст в строки и маленькие блоки. Например, превратить длинное предложение в заголовок из трех слов. Написать емкую подсказку в онбординге. Придумать короткий текст для кнопки — кругом физические ограничения.

Онбординг для «Тинькофф»

Сокращая текст, мы не имеем права терять смысл. Поэтому переписывать один и тот же текст порой приходится десять раз. Потратить час на текст для кнопки — нормально.

Думаю, никто не позволит копирайтеру потратить час, чтобы сократить предложение в тексте.

UX-писатель пишет в других форматах

Мы работаем с кнопками, подписями, заголовками, пунктами меню, подсказками, пояснительными текстами, таблицами, чекбоксами, радиобаттонами и т.д.

Везде свои правила. В тексте для кнопки должен быть глагол, пункт меню состоит из одного-двух слов, в заголовках желательно не использовать непонятные термины, а тексты ошибок надо писать так, чтобы они не бесили пользователя. Это жестко заданные форматы — никакого самовыражения, только решение задач.

Текста на экране стало меньше, смысла — больше. Редизайн рабочего места службы охраны

Копирайтер работает с другими объемами текста и обычно пишет связные истории, где есть предложения разной длины. UX-писатель часто пишет фразами и микротекстами.

UX-писатель должен уметь разобраться в продукте

В сложных интерфейсах пользователь взаимодействует с экраном. Он нажимает кнопки, заполняет формы, считает формулы, строит графики, что-то выбирает, перемещается по вкладкам и окнам. Чтобы человек мог успешно выполнять задачи, микротексты в интерфейсе должны быть предельно ясными. Любая неточная формулировка усложняет жизнь тысячам, а то и миллионам людей.

Иногда текст нужно проектировать. Составить таблицу с вопросами, ответить, собрать из ответов текст, разбить его на шаги. Фрагмент текстового гайда для «Сбербанка»

Поэтому UX-писателю надо уметь быстро разобраться в теме. Он не должен быть экспертом, но, как и дизайнеру, ему приходится работать с продуктами разных отраслей. И для этих продуктов нужно писать тексты. UX-писатель должен уметь слушать эксперта, разбираться в тонкостях, терминологии, сомневаться и перепроверять фразы. А потом переводить все это на язык простых людей.

Конечно, невозможно быстро изучить каждую отрасль. Например, я бы никогда не смог с нуля написать микротексты для «Геонафта» — программы для бурения скважин. Потому что не знаю эту отрасль, и погрузиться в нее с ходу нереально.

Дизайн программы «Геонафт»

Чтобы написать короткий текст про видеоидентификацию для банковского приложения с криптовалютой, мне пришлось изучить сторонний сервис и посмотреть несколько видео на английском. Потому что сервис зарубежный.

Текст выглядит просто. Но в оригинале инструкция была слегка запутанной. Дизайн банковского приложения с криптовалютой

Копирайтер не работает с любыми темами. Многие авторы пишут про одну-две отрасли, иногда переключаются на нейтральные. Быстро разобраться в какой-нибудь сталелитейной промышленности могут позволить себе только авторы без заказов или суперпрофессионалы.

Также для авторов часто важна глубина знаний. Чтобы писать про музыку, нужно знать ее историю, героев, тренды. А для статей об электричестве необходимо обладать ого-го какой экспертизой.

У UX-писателя так не выйдет. Он не может специализироваться исключительно на CRM или антивирусах, только если он не работает в продуктовой компании. Поэтому обязан уметь быстро погружаться в новые темы и извлекать знания.

UX-писатель думает, как пользователь будет взаимодействовать с интерфейсом

Мы не просто сопровождаем картинки текстами, мы улучшаем интерфейсы. Там, где дизайнер не может передать смысл контролами, мы используем слова. И эти слова часто становятся не просто подписями к элементам, а самостоятельными единицами, которые помогают пользователю решать его задачи. Или, наоборот, уберегают от ошибок. А иногда — предупреждают, что его ждет дальше, или о чем-то напоминают.

На странице каталога была маркетинговая «рыба». Вместо нее я написал текст, который рассказывает пользователю, что он может заказать второй кабель в квартиру или подключить интернет родителям

Для этого нужно не просто знать тему и продукт, но и представлять, как человек будет общаться с интерфейсом. Сможет ли он разобраться с первого раза, какие ошибки может совершить, в чем запутается и о чем забудет.

А этот микротекст мотивирует агента продавать больше страховок. Дизайн внутренней информационной системы «Альфа Страхования»

У копирайтера есть похожие проблемы, но они другого толка. Какие появятся у читателя вопросы и возражения, что нужно объяснить попроще и т.д.

UX-писатель — командный игрок

Писать тексты для интерфейса в отрыве от команды — плохая практика. В идеальном мире UX-писатель и дизайнер должны сидеть за одним монитором и работать в тандеме. Но так получается не всегда.

Рабочий вариант — находиться в постоянном контакте. Так дизайнер сможет позвать UX-писателя, чтобы помочь с текстами «прямо сейчас». А тот, в свою очередь, всегда может обратиться к дизайнеру, чтобы уточнить нюансы — как работает интерфейс, куда ведут ссылки, что произойдет, если нажать на кнопку.

Писать интерфейсные тексты, не зная контекста, нельзя. Можно написать совершенно не то. И испортить дело, если ошибку никто не заметит. Создавать дизайн, используя «рыбу», нельзя. Потом придется сжимать и растягивать контролы. Выход один — собрать команду и не давать людям работать поодиночке.

Дизайнер попытался объяснить вот что. Если вы отвечаете на любой один вопрос, получаете 3 дня. Если отвечаете на два любых вопроса, получаете десять дней. Но текст составлен так, будто можно ответить только на третий вопрос и получить сразу десять дней
Вместе с дизайнером за пятнадцать минут мы исправили непонятную формулировку на понятную

А вот копирайтер может и даже любит работать один. Хотя, конечно, ему полезнее находиться в команде — ни одной статье знания от профессионалов не навредят. Но написать хороший материал без их постоянного присутствия можно, а вот написать тексты для интерфейса — практически нет.

Так может ли копирайтер стать UX-писателем и наоборот?

Да. Но придется поработать над собой. Это не то, чтобы сложно, но потребует усилий и самоорганизации. Вот что нужно сделать копирайтеру, чтобы писать хорошие интерфейсные тексты.

  1. Изучить принципы UX. Это нужно сделать в первую очередь. Понять, как может вести себя пользователь, — самое главное.
  2. Завести привычку рассматривать интерфейсы — трендовые и не очень. Подмечать интересные решения, как интерфейсные (где интерфейс заменяет текст, понятен без объяснений), так и наоборот. Для UX-писателя важны одновременно и насмотренность, и начитанность.
  3. Научиться сокращать тексты и не бояться переписывать их. Для UX-писателя придумать двадцать подходящих формулировок и выбрать всего одну — нормальное явление.
  4. Полюбить командную работу. Обсуждать, спорить, уговаривать, ставить себя на место других людей, уступать, не бояться критиковать — все это нужно, чтобы достигать хороших результатов. И общаться нужно не письмами или сообщениями в мессенджере, а голосом.

UX-писатель, в свою очередь, может стать автором больших — совсем не микро — текстов. С высокой долей вероятности он это уже умеет. Потому что навык писать — базовое требование к UX-писателю. Нет такого человека, который может создать отличный микротекст, но не в состоянии написать заметку, статью или рассказ.

Возможно, это прозвучит высокомерно, но UX-писатель — это уже прокачанный копирайтер. Который сперва научился хорошо писать, а потом уже — выражать мысли в микротекстах, удалять все лишнее, работать в команде, быстро разбираться в новых темах и забивать на самовыражение.

--

--