Преодоление синдрома самозванца

Daniel Zhukov
Дизайн-кабак
6 min readFeb 3, 2019

--

Несколько недель назад один из моих коллег поделился статьёй про синдром самозванца в Slack-канале.

“Один в один про меня” — сказал он.

Несколько человек тоже присоединились к подобным самоуничижительным замечаниям.

Мы посмеялись, но к концу дня мы поняли, что статья действительно задела за живое многих из нас.

Синдром самозванца лучше всего описать как чувство, что ты мошенник, который выдает результат своей работы за что-то потрясающее и невероятное. Люди, страдающие синдромом самозванца, постоянно беспокоятся о том, что стоит допустить лишь одну ошибку, и их “обман” будет разоблачен.

В большинстве случаев думать о таком — это сумасшествие. Особенно когда дизайнер известен своими работами. Если ты проделываешь большую работу, как можно считать себя фальшивкой?

Итак, мы провели небольшое исследование и поговорили с несколькими нашими друзьями-дизайнерами. Мы хотели узнать, насколько это распространенная проблема.

Оказывается, это определенно так.

В общем, мы хотим помочь другим дизайнерам, которые чувствуют себя похожим образом, и собрали несколько симптомов, которые мы наблюдали (и сами стали жертвами), а также некоторые полезные советы по преодолению синдрома самозванца.

Симптом №1 — ты не позволяешь некоторым своим проектам увидеть свет.

Синдром самозванца заставляет тебя чувствовать себя вором. Ты волнуешься из-за того, что твоё вдохновление и черпанье идей из работ других людей — на самом деле просто плагиат.

Если ты не воруешь чужие проекты и не присваиваешь себе работу другого человека, тогда абсолютно все твои проекты принадлежат только тебе. Из-за этого чувства некоторые отличные работы могут никогда не увидеть свет. Они находятся либо в папке Dropbox, на которую ты установил пароль, либо ты их просто кинул в корзину своего Mac.

“Одна из твоих самых лучших работ, которую ты когда-либо выполнял, является работа, которую ты никогда никому не покажешь“

Для большинства дизайнеров это проблема, с которой каждый сталкивался неоднократно. И чем лучше становится твой дизайн, тем сильнее это чувство.

Решение

Дизайнеры — и дизайнерское сообщество в целом — ценят и понимают ту тяжелую работу, которую приходится проделать, чтобы стать тем, кем ты являешься сегодня. Одна из твоих самых лучших работ, которую ты когда-либо выполнял, является работа, которую ты никогда никому не покажешь.

Знай, что твоя работа говорит сама за себя. Она может принести удовольствие другим и помочь тебе добраться туда, куда ты хочешь прийти завтра. Помни, как это круто, и, если начинаешь сомневаться, покажи работу кому-нибудь еще, прежде чем выбросить.

Ты будешь удивлен, насколько позитивная реакция другого человека меняет то, как ты воспринимаешь свою собственную работу.

Ты будешь чувствовать себя лучше, мотивированнее и чаще будешь просить (и получать) важную обратную связь, которая поможет делать работы еще круче.

Симптом №2 — ты всегда напряжён.

Чувство примерно похожее на то, что стоишь на краю обрыва. Стоит сделать лишь один неверный шаг — и всё, твоей карьере конец.

Ну, реальность такова, что нет.

Даже если во время разработки дизайна для клиентов они говорят, что это не совсем то, что им нужно (или просто выглядит ужасно стрёмно) — всё равно ты отличный дизайнер.

«Не воспринимай чрезмерную критику в качестве обратной связи».

Скажи спасибо судьбе за то, что ты потерпел неудачу, ибо неудача — отправная точка любого обучения.

Неудача учит нас самым ценным урокам и помогает нам совершенствоваться как людям и как дизайнерам. Все отзывы, если они получены из правильных источников, являются хорошими отзывами.

Не воспринимай чрезмерную критику как обратную связь. Если кто-то оценивает твою работу, но у него нет знаний или опыта для этого, то не принимай этот отзыв близко к сердцу, так как этот отзыв может быть лишь отражением его некомпетентности, а не твоей.

Решение

По иронии судьбы, если ты никогда не будешь получать отзывы о своей работе, то рискуешь стать аутсайдером. Решение сложных задач - со своевременной и полезной обратной связью - создают правильный рабочий процесс.

Поговори с людьми, которых ты уважаешь - нет ничего более ценного, чем отзывы от людей в отрасли, которыми ты восхищаешься. Если они такие же крутые, как и ты, они будут рады помочь.

«Неудача является отправной точкой всего обучения»

Если ты изо всех сил хочешь получать действительно полезную обратную связь — начни сам давать другим дизайнерам такую связь. Со временем ты получишь то же самое взамен, и, возможно, даже обретёшь новых друзей.

Одной из замечательных особенностей обратной связи с другими дизайнерами является саморефлексия в отношении твоей собственной работы. Требуется талант, знания и терпение, чтобы помогать улучшать работу других. И если ты в состоянии это сделать — то ты точно находишься выше того уровня где ты (возможно) думаешь, что находишься.

Если боишься что будешь утомлять кого-либо — то не стоит. Закрываться от людей — это только усугубление ситуации. Никогда не бойся задавать вопросы — как правило люди в большинстве случаев рады помочь.

Симптом № 3: клиентские проекты - американские горки.

Работать над собственными проектами всегда сложно. В конце концов, ты сам себе худший критик. Но если ты чувствуешь себя обманщиком, то работать над клиентскими проектами гораздо страшнее.

Есть мнение, что клиенты не только платят тебе за работу, но и создают твою репутацию.

Это только частично правда. Твоя репутация только твоя. Даже в идеальном сценарии (с самым лучшим ТЗ и самыми лучшими клиентами) создавать чужие мечты сложно. Может быть очень сложно выделить мысли в голове другого человека и затем поместить их на цифровое полотно.

Хуже всего то, что, если считаешь себя самозванцем, существует страх, что клиент потеряет терпение (или рассудок) и испортит твою репутацию.

Решение

Тщательно выбирай своих клиентов. Многие дизайнеры думают, что не могут выбирать, с кем работать, хотя на самом деле это вполне возможно (и мы действительно рекомендуем это делать).

Работай с клиентами, чье видение совпадает с твоим, особенно если у них есть интересные идеи. Если клиент долго искал такого дизайнера как ты, и похвалил твои работы — это тоже хороший знак.

Конечно, иногда ты выбираешь не того клиента, но не надо думать, что при этом ты становишься хуже как дизайнер.

«Работай с клиентами, чье видение совпадает с твоим»

Дизайн субъективен, и если ты выполнил все пункты по ТЗ (и сделал все дальнейшие правки), то ты сделал всё, что мог.

Если ты действительно застрял, сообщи об этом клиенту. Мы все люди - никто не ждёт от тебя чуда, и быстрое обсуждение обычно помогает снова сдвинуться с мертвой точки.

Самый главный совет

Поверь в то, что ты крутой.

Вот так.

Найди минутку - или, на самом деле, час - чтобы оценить свои достижения и то, чего достиг за эти годы. Очень легко оставаться скромным и забывать то, как ты долго строил талант, который живет внутри тебя.

Когда чувствуешь себя как самозванец, вспоминай откуда растет эта проблема. Как только ты знаешь корень проблемы — ты начинаешь находить способ как эту проблему решить.

Вот несколько примеров того, что может - и, вероятно, должно - заставить чувствовать себя крутым:

  • Получить первый заказ на дизайн
  • Получить первый действительно крупный проект у известного заказчика
  • Получить благодарственное письмо от клиента
  • Получить клиентов по сарафанному радио, потому что сделал работу хорошо
  • Запостить супер-успешный шот на Dribbble
  • Получить большое количество лайков на Behance
  • Дать кому-то развернутый отзыв и совет на тему дизайна
  • Получить разрешение на проведение лекции
  • Получить разрешение на проведение лекции и заработать на этом денег
  • Увидеть, как кто-то делится твоим дизайном в соцсетях
  • Попасть в чью-то подборку крутых дизайнов
  • Дать интервью в крупном дизайнерском блоге
  • Дать интервью в известном по всему миру журнале по дизайну
  • Быть номинированным на награду по дизайну
  • Получить крутую награду по дизайну
  • Получить 10 крутых наград по дизайну
  • Стать наставником для молодого дизайнера
  • Наблюдать за тем, как ученик выполняет всё вышеперечисленное
  • Читать его блог и понимать, что ты — не обманщик

Ты отличный дизайнер, который заслуживает всех успехов, которых ты так усердно добиваешься.

Никогда не прекращай делать своё дело. Никогда.

Перевод с английского. Оригинал тут. Все права на статью принадлежат их авторам. Связаться со мной — Facebook, Telegram

--

--