Процесс создания схемы Минского метро. Часть 1

Ваня Звягин
Дизайн-кабак
5 min readAug 9, 2017

--

Складывается мнение, что каждый дизайнер должен нарисовать версию схемы метро города, в котором живет. А чем я хуже других…

Начало

Идея нарисовать схему метро Минска пришла мне в голову, когда увидел обновлённую версию от отечественных дизайнеров. Их, в тестовом режиме, повесили на некоторых станциях. Так сложилось, что мы встретились с ней лицом к лицу на платформе станции метро Уручье, рядом с которой я живу. Она выглядит вот так:

Я подумал, что можно сделать её намного проще и информативнее, выкинув лишнее и правильно расставив акценты.

Начал собирать коллекцию хороших схем и наткнулся на клёвые советы Ильи Бирмана. Посмотрел схемы из портфолио, впечатлился. После прочтения описание создания схемы метро Екатеринбурга, я понял, что могу написать Илье письмо, спросить совета. Быстренько набросал тестовую версию на уровне достаточности и отправил письмо. Вот так выглядела первая версия:

А вот так выглядел ответ Ильи:

Я не смог отказаться от сделки, которую предложил Илья:

Eсли хочешь делать вместе схему, чтобы я вникал во всё и давал развёрнутые комментарии, советовал как общаться с городскими властями или с рекламной фирмой, то я хочу быть арт-директором проекта и выпустить его потом на своём сайте (разумеется, будет написано, что дизайнер — ты).

При этом последнее слово в дизайне будет за мной. Я тебя изнасилую замечаниями, заставлю перерисовать по сто раз кучу вещей, попробовать так, сяк и эдак. Мне надо будет, чтобы ты был инициативным и сам тоже приносил сто вариантов, дёргал меня, когда я подолгу не отвечаю. По ходу тебе надо будет сохранять промежуточные состояния и разные поиски, чтобы потом написать рассказ о работе где-то у себя. Говорить о проекте публично до выпуска будет нельзя. Если мы его не доведём до конца, выпускать его без согласования со мной будет тоже нельзя.

Понимаю, что это жёстко, но если ты согласишься, то я буду готов уделять этому время и силы.

Началась продуктивная работа. Куча правок и проб… Я был настолько заряжен идеей, что готов был делать правки сутками, впитывая новые знания. Кстати, я очень плохо знал Иллюстратор и никогда не делал схемы или что-то подобное.

Через неделю Илья предложил рисовать город подробно:

Если в городе всего две линии, надо рисовать остальной город тоже.

Давай какой-то кусок центра покажем прям честно, со всем фаршем, включая дворец советов, или как он там называется, подпишем проспект независимости, парк, чтобы было интересно. А за пределами центра оставим только оставшиеся станции.

Нужно было равномерно залить всю свободную область, использовать её максимально полезно. Идея мне понравилась. Я нарисовал сначала центральные улицы, парки, выходы из метро, реку, железную дорогу и даже трамвайные пути. Потом добавили здания. Кстати, отдельное спасибо Егору Селютину за линейчатые иллюстрации зданий. Спойлер: потом мы решили их убрать и использовать в другом проекте:) Мы дошли до вот такой версии:

Спустя месяц работы интерес начал чуть падать, что-то не получалось, что-то получалось, но не очень. И тут меня очень взбодрила новость от Ильи. Она появилась… ну вот очень вовремя.

Ко мне тут недавно пришёл ещё один дизайнер, который тоже хочет схему минского метро рисовать на тех же условиях. Я, разумеется, не против, но на всякий случай говорю тебе. Вдруг ты так не захочешь. Я предполагаю, что когда у одного из вас начнёт получаться что-то похожее на правду, я попрошу вас объединить усилия и допилить одну крутую схему.

Скажи, если тебе кажется, что тут что-то не так.

Тут меня перевернуло, идейный заряд пополнился снова. Илья предложил показать мою версию другому дизайнеру. Рассказал, что он сможет мне помочь с изометрией в зданиях. Я был только обеими руками за такой союз! Так я познакомился с клёвым дизайнером Костей Евстратенко.

С Костей мы встретились на следующий день. Пообщались, рассказали о себе, начали писать списком идеи. Сразу раздели зоны ответственности и придумали как будем работать дальше. Костя на себя взял изометрические достопримечательности, а я всё остальное. Ещё мы пришли к выводу, что нужно показать национальную библиотеку, спортивные арены, новую ветку, железнодорожный и авто вокзалы.

Чтобы разобраться ещё лучше в нанесении парков и рек на картах, Костя задал несколько вопросов в рубрику советов Бюро. Через несколько дней Илья дал нам развернутые ответы про реки и парки. Пошла активная совместная разработка, поэтому дальше я разделю заметку по месяцам. Такая навигация поможет ориентироваться в процессе создания.

Февраль

В феврале мы все силы бросили на центр города. Расширили его, добавили зелёную ветку. Составили список улиц, которые в него входят. Я начал перерисовывать линии и станции, выбрал радиус скруглений улиц и линий, предложил Илье несколько вариантов станций в центре:

Костя нарисовал несколько черновиков с разной детализацией, собрали всё в кучу получилось так:

Добавили МКАД, линии и реку за центром. В центре переделали станции, нарисовали заново четыре здания, добавили мост. Подготовил версию на белом фоне и на синем. Выбрали белый, с ним приятнее:

Заворачиваем и отправляем Илье. На следующий день мы получаем развёрнутый ответ. Илье не нравится общая расцветка, здания слишком блестят, тень от острова ужасная.

— Линии стекают прикольно, но по смыслу вообще не то. Люди будут запинаться! Вокзал нужно подписать крупно и железную дорогу понятную сделать.

— На переходе нужен красивый градиент.

— Единственная круглая линия МКАДА выбивается. Плохо. Самолётик очень маленький.

Цветовые схемы для зданий Илья посоветовал подсмотреть в игре «Монумент валли». Там очень много клёвых зданий.

О продолжении я напишу во второй части…

--

--