Тренды плоской графики
Прелюдия
Появление плоской графики произошло абсолютно стихийно, а ее зарождение плотно связано с эволюцией подхода к дизайну интерфейсов, которые после 2010 показали скевоморфизму большой и длинный средний палец.
Первым эстафету принял МикроМягкий, затем в 2013 в щепки разрубило скевоморфическое наследие Эппл, а в 2014 финальный штрих поставил Гугл.
Но будет ошибкой причислить звание первопроходца кому-то одному: переход на плоской дизайн диктовался не сколько прихотью именитых дизайнеров именитых компаний, сколько данью эпохе. Представьте как нелепо будет смотреться современный человек, одетый в в джинсы, поло и белые кеды на фоне вычурного интерьера Зимнего дворца Петра I.
Ровно так же нелепо выглядел скевоморфизм в современных реалиях.
Принципы и идеи концепции плоского дизайна стали популярны не только в дизайне интерфейсов, но и в иллюстрации, что стало причиной массового хайпа на плоскую графику. В списке самых популярных профессий помимо бизнес-тренеров, фотографов и блоггеров появилась профессия флэт-иллюстратора.
За бурным ростом последовал ожидаемый спад, и возгласы «флэт умер» стали звучать все чаще (последний слышал сегодня с утра). Однако на деле флэт не умер, а просто претерпел значительные изменения.
В этой статье я расскажу об актуальных трендах этой стилистики и покажу на каком уровне надо уметь рисовать, чтобы снимать все сливки.
Если после прочитанного, вы до сих пор останетесь тверды в убеждении, что плоская графика потеряла актуальность, закидайте меня тухлыми помидорами. Поехали.
Тренды
За 4 года плоская графика сильно изменила свой облик, начиная с отказа от примитивных форм и заканчивая перспективными ракурсами, но самое значимое событие — появление растровых фактур и псевдо-объема.
Сразу хочу обратить внимание, что описываемые тренды не являются чем-то новым: напротив, они уже использовались ранее, но особую актуальность и востребованность приобрели в настоящее время.
1/2 Фактуры
Фактуры помогают добавить иллюстрациям эффект «крафтовости», т.е. создать иллюзию будто иллюстрация создавалась с использованием реальных инструментов:
Передать объем и материал:
Фактуры отлично передают атмосферу:
И помогают создать узнаваемый стиль произведения:
Визуал крутейшей работы Emanuele Colombo тащит именно фактура:
Про важность фактуры для создания мультяшного эффекта и вовсе говорить излишне. Вы просто посмотрите какой восхитительный эффект дает фактура дерева и неровные края по контуру персонажей:
Плоскую графику заслуженно ругали за ее однотипность и безэмоциональность. Но стоит немного поэкспериментировать с фактурой, и результат кардинально меняется. При этом внешние формы по-прежнему остаются геометрическими.
2/2 Объем
Канонический флэт образца 2014 года провозгласил полный отказ от объема как от детали, которая незначительна и лишь создает лишний шум. Позвольте не согласиться.
Объем позволяет избавиться от «острых» углов и вкусно стилизовать фаски, которые играют важную роль в иллюстрации:
Объем не просто делает иллюстрацию правдоподобнее, но и полностью меняет ее эмоциональное восприятие: она смотрится «солиднее»
При чем речь не идет о правдоподобном объеме: он нужен исключительно для того, чтобы графика стала более «дружелюбной» и перестала напоминать кусочки цветной бумаги прикленной к фону.
Сравните эту иллюстрацию:
Прим.: я ни в коем случае не критикую автора, он замечательный иллюстратор и мне нравятся его работы. Мы лишь рассматриваем ее в контексте актуальных трендов.
И эту:
Впрочем и в примере с бумагой нет ничего плохого. Но только если добавить соответствующую фактуру и тени с фасками (т.е. создать иллюзию объема):
Следует так же провести разграничение между тем, что нравится дизайнеру с утонченным вкусом и простому зрителю. Второму не интересен минимализм, ему хочется красочного, яркого и гиперболизированного мира.
Иллюстрация, как рекламный инструмент, обязательно должна вызывать у человека эмоции (ведь покупки мы совершаем на эмоциях, а не рационально). Добавив щепотку объема, мы сделаем иллюстрацию гораздо привлекательнее с точки зрения потребителя:
Даже если речь идет сильно упрощенном объеме, строгая геометрическая иллюстрация визуально смотрится гораздо приятнее:
Потому что благодаря объему появляется ощущение «дороговизны»:
Для наглядности сравним, допустим с такой подачей:
Очевидно, что иллюстрация без объема откровенно проигрывает в привлекательности той, в которой объем присутствует, хоть и условно.
Однако не стоит воспринимать объем как решение всех проблем: он может быть как откровенно плохим, так и хорошим. На своем курсе я учу ребят не только работать с объемом, но использовать его с умом.
Обе иллюстрации ниже объемные. Но на одной из них «замыленный», невыразительный объем, а на другой — интересно стилизован. Угадай ху из ху и напиши мне. С меня печеньки.
Стилизовать объем можно как векторными, так и растровыми способами. Но если их комбинировать, результат получается гораздо привлекательнее:
А самое главное — можно миксовать способы стилизации объема для разных объектов композиции и получить невероятно крутой результат.
Отказ от объема был продиктован идеей полностью отказаться от надоевшего скевоморфизма. Однако в контексте иллюстрации, это не самое удачное решение.
Умер ли флэт? Отчасти. В своем первоначальном виде он попросту не мог существовать ввиду своих ограничений. Конкуренция и поиск новых способов выражения из года в год толкает авторов на путь экспериментов, поиска новых фишек и переосмысления ограничений, изначально присущих стилю.
Появляется перспектива, объем, массово используются растровые инструменты, которые раньше считались табу, а формы становятся более правдоподобными. На первый взгляд от первоначальной концепции ничего не осталось, но если присмотреться глубже — произошла естественная эволюция стиля.
Если раньше, чтобы легитимно написать у себя в статусе ВК «Принимаю заказы на флэт иллюстрацию», достаточно было освоить Адоб Иллюстратор, то сейчас барьеры на вход куда больше: здесь нужно и с формой работать уметь, и с композицией, и с цветом, не забывать про стилизацию и обязательно уметь реализовывать все актуальные фишки и приемы.
На своем курсе я учу ребят всему этому. При чем не только в техническом плане, но в концептуальном: показываю разные варианты, знакомлю со всеми актуальными трендами и знакомлю с инструментарием. После курса мои ученики без проблем устраиваются в дизайн-компании и зарабатывают от 80к в месяц. Либо, как я советую, работают на фрилансе и получают гораздо больше.
Если прочтя все вышенаписанное, у тебя где-то зачесалось и в голове промелькнула мысль «хочу уметь так же» —пиши, буду рад увидеть тебя в числе моих учеников.
Чтобы приобрести гайд и попасть в группу моих учеников, пишите в ЛС. Количество мест ограничено.
Прочитать подробную информацию о курсах
Ознакомиться с отзывами учеников
Успехов!
Больше интересных статей в моем ТГ-канале: https://t.me/mr_mad_rabbit или Блоге ВК