Управление вниманием пользователя

Владимир Иванов
Дизайн-кабак
6 min readNov 16, 2017

--

Сейчас я прохожу курс «Дизайн интерфейсов» от МФТИ, Contented и Mail.ru Group. По каждому блоку курса я делаю заметки у себя в блоге, чтобы лучше понимать и запоминать материал. Также в этой заметке использованы материалы из вебинара «LP: управление вниманием» от Нетологии и Школы менеджмента от Яндекса.

Внимание — это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Метафорично, внимание — это луч света, который освещает только интересующий его объект. Как только луч переходит к другому объекту, предыдущий виден уже не так отчётливо и ясно.

Есть несколько способов управления вниманием пользователя за счёт контраста:

  • Контраст цвета — когда отдельные элементы сайта выделяются на фоне основного цвета; это могут быть элементы СТА
  • Контраст формы:
Попробуйте найти здесь букву «Q»
А здесь букву «О»

Это гораздо сложнее, потому что в первом примере «хвостик» у буквы «Q» является отличительным признаком, а во втором, наоборот, общим.

  • Визуальный вес — важные объекты можно выделить увеличивая их размер по сравнению с другими. При этом важно, что увеличивая размер шрифта с ценой за какую-то услугу мы также делаем эту цифру и визуально дороже. Так что с этим надо быть осторожнее
Размер шрифта визуально увеличивает размер цены
  • Движение — на фоне статичных объектов сайта, небольшое движение сразу выделит важный элемент
  • Позиционирование — т.е. отображение объекта таким образом, чтобы он казался ближе или дальше других

Все эти способы привлечения внимания объясняются природными инстинктами наших предков: когда ты постоянно находишься в страхе стать жертвой крупного хищника, то легко обратишь внимание на рыжие полоски в кустах или застывший объект на фоне подвижной листвы.

Понятно, что контраста не должно быть много. Иначе каждый объект на сайте будет «кричать» и требовать к себе внимания. И тут уже ни о каком управление речи идти не может.

Вот отличные примеры (слабонервным лучше не смотреть):

https://m.lingscars.com
http://www.arngren.net
http://www.ronoslund.com
https://www.xn--777-qddpr1aw4byc.xn--p1ai

Также вниманием можно управлять с помощью лиц. В зависимости от того, куда обращено лицо или взгляд персонажа в интерфейсе, туда обязательно посмотрим и мы. Именно поэтому редактора газет и журналов всегда располагают фотографии и рисунки таким образом, чтобы лицо на них указывало в сторону текста. В случаях, если это невозможно, фотографии просто «зеркалят».

На этом слайде показана карта движения взгляда пользователей. Слева они смотрят в основном на лицо малыша, а справа они обращают свой взгляд в ту же сторону, куда и он.

Я записал курс по Adobe Muse, в котором рассказываю о том, как использовать возможности Muse и добиваться различных эффектов и анимаций без сторонних виджетов; как делать адаптивную вёрстку и оптимизировать не только сайты, но и саму работу. Регистрируйтесь, чтобы узнать о выходе курса.

Законы восприятия

Существует несколько законов восприятия человеком информации:

  1. Группировка объектов по близости (читай «теория близости» у Лебедева и Горбунова, есть ещё хороший материал на Медиуме);
  2. Дорисовывание — т.е. видя не законченную форму (например квадрат без одной стороны), человек подсознательно достраивает ей «недостающий» элемент;
  3. Движение — если объекты изображают какое-либо движение (например, пиктограммы рыб, плывущих вправо), то пользователь воспринимает их как единую группу или объект. Например, аборигены, впервые увидев американцев верхом на лошадях, подумали, что это одно существо.
  4. Внимание всегда притягивают более сложные объекты. Если простые формы легки для понимания, то сложным нужно уделить достаточно внимания, чтобы определить их значение. Поэтому они и притягивают. Посмотрите на эту картинку, куда ваш взгляд тянется больше, влево или вправо?

5. Правило краев и середины — в памяти лучше запечатляются объекты расположенные по краям и посередине группы.

Ментальная модель пользователя

У каждого человека есть своя определённая совокупность опыта и знаний, которая и формирует его ментальную модель, т.е. представление о принципах взаимодействия с тем или иным объектом.

Поскольку она абсолютно индивидуальна, то очень сложно представить вниманию пользователя идентичный ей продукт.

Поэтому надо прорабатывать различные сценарии и «учить» свой интерфейс работе с ошибками, способами их пресечения и устранения.

Например, когда вышел первый iPhone людям была привычна модель телефона с кнопками и появление в их руках смартфона с touch-интерфесом сильно не соответствовало этой модели. Поэтому в тот период был так популярен скевоморфизм, он имитировал привычную модель взаимодействия со смартфоном. Сейчас же touch-интерфейс стал привычной ментальной моделью и он уже не требует таких усложнений.

Ещё один пример ментальной модели: представьте собаку. Запомните какой вы её представили. Это будет ваша ментальная модель собаки. А вот какую собаку задумал я:

Вряд ли хоть кто-то представил себе её именно такой. Каждый вообразил её через свою призму опыта и интересов. Но у всех были общие признаки: лапы, уши, хвост, глаза и т.д. Однако, детали мы добавили сами: длина и цвет шерсти, поза, окружение.

Также и с интерфейсом — пользователь ожидает увидеть привычную ему среду, просто с новой визуализацией: навигация в виде меню; примерно одинаковые иконки (например, для скачивания или отправки письма) и др. способы взаимодействия. Чтобы детально понять, что привычнее и удобнее для пользователя, надо составлять его портрет, проводить тестирования и опросы.

Ещё один пример. На тестировании приложения Яндекс.Карт один из респондентов спросил, почему когда переворачиваешь смартфон «вверх ногами», приложение не поворачивается. Казалось бы, зачем переворачивать это приложение да и, вообще смартфон в случае с картами? Оказывается, чтобы можно было воткнуть телефон на зарядку и повернуть его к себе стороной без провода или вставить в держатель в машине. Это не входило в ментальную модель разработчиков приложения. Позже они, конечно, добавили эту возможность.

Надеюсь эта заметка была вам полезной. Спасибо, за ваше внимание!

--

--