Формируем правильное отношение к дизайну: разберём на примере фирменного стиля.

Коляс Иванов
Дизайн-кабак
5 min readSep 18, 2019

--

Вступление

Многие начинающие дизайнеры, которые следят за эстетикой работ ведущих студий страны, мечтают создавать дизайн, способный покорять сердца людей. Каждый хочет придумать идеи, к которым ещё никто не приходил.

Ребята гонятся за эстетикой, ищут необычные формы, пытаются идти наперекор устоявшейся системе. Эти стремления похвальны, но, сожалению, то, о чём мечтают новички, разбивается о монолитные скалы реального мира бизнеса. Показываем на реальном примере.

Что такое фирменный стиль или айдентика

Фирменный стиль — это совокупность элементов графического стиля, идентифицирующих принадлежность всего, на чем размещаются эти элементы, к конкретной фирме.

Содержимое фирменного стиля

— логотип;
— цвета компании;
— паттерны/фоны и другие графические элементы;
— фирменные шрифты;
— руководство по использованию фирменного стиля или гайдлайн.

Отметим, что фирменный стиль необходим бизнесу, чтобы конкурировать на рынке. Он помогает предприятию выделить свои отличия и установить позиционирование, которое влияет на отношение клиентов к бренду.

Фирменный стиль — это один из инструментов бизнеса. Задача дизайнера — его разработка с наибольшей эффективностью для бизнеса. Давайте разберёмся, как можно измерить эту эффективность.

По каким критериям оценивать пользу фирменного стиля

Фирменный стиль со всеми своим составляющими должен приносить бизнесу максимальную пользу, а именно, оставлять в сознании людей определённые представления и ощущения о бренде, выделяя его среди конкурентов в рамках:

— реальных задач и потребностей бизнеса;

— средств, выделяемых на реализацию стиля;

— простоты работы с ним.

Наверное, очень заумное определите получилось, но не переживайте, здесь всё просто. Разберём его на несколько смысловых частей.

«Оставлять в сознании людей определённые представления и ощущения о бренде, выделяя его среди конкурентов … »

С этим должно быть всё понятно. Это значит, что мы графически пытаемся придать бренду стиль, который будет характеризовать бренд и отличать его от конкурентов. Это основополагающий элемент, о котором всем хорошо известно, поэтому переходим дальше.

« … в рамках реальных задач и потребностей бизнеса … »

Это значит, что если у бизнеса есть задача сделать консервативный корпоративный стиль, который не должен привлекать излишнее внимание, а должен просто присутствовать у компании ради идентификации, дизайнер не имеет права подключать к работе все свои «креативные ресурсы».

Неприемлемо делать бомбовый стиль с гениальной яркой метафорой и сложностью оформления фирменных носителей. Да, дизайнеры люди креативные, они некоторые вещи видят по-другому, но представьте удивление клиента, который просил сделать всё простенько и консервативненько для своего завода, а получил вырвиглазный фешен-проект.

« … средств, выделяемых на реализацию стиля … »

Тут всё предельно просто. Например, заказчик — малый бизнеса, у которого каждая копейка на счету. Ему нужны односторонние визитки с печатью одним цветом, чтобы сэкономить.

Дизайнер понимает, что такие визитки могут выглядеть непривлекательно, но ему хочется сделать свою работу эстетичной. Нет смысла спорить с клиентом и уговаривать делать цветные двусторонние визитки с тиснением. Бизнесмен видит в визитках способ распространения контактов, а дизайнер — произведение искусства.

Главная цель: удовлетворить бизнес в рамках всех ограничений. Грубо говоря, в данном случае дизайнер обязан сделать максимально красивые визитки, но односторонние и в одном цвете.

« … простоты работы с ним.»

Руководство

Представим, что клиент заказал фирменный стиль, получил от дизайнера все элементы фирменного стиля, но не получил руководство по их использованию. И вот, настал момент, когда ему нужно оформить новые рекламные посты в соц.сетях. О чудо, ведь менеджер Наташа как раз умеет работать в графических редакторах!

Как считаете, по силам ли Наташе с базовым знанием графических редакторов сделать всё правильно в рамках этого стиля?

Очевидно, что нет.

У Наташи не получится воплотить дизайнерские мысли в жизнь без руководства по использованию стиля. Если же делать красивые посты, то придётся нанимать дизайнера, которому придётся платить за работу.

Намного удобнее, когда к фирменному стилю добавляют понятне руководство по использованию. Вместе с ним у Наташи намного больше шансов сохранить деньги компании и получить привлекательные посты.

Шаблонизация

Например, в рамках фирменного стиля для компании создавался дизайн постов разных размеров для социальных сетей и обложка для сообщества. Допустим, посты имеют размеры 1000x1000 px, 1200x800 px, 1400x1000 px, а обложка 1590x400 px. На фоне каждого из них используются один цвет и разработанный паттерн.

При этом дизайнер в программе реализовал это отдельными слоями — слоем цвета, и слоем паттерна над ним. Получается, что используются два отдельных элемента фирменного стиля: фирменный цвет и паттерн.

В чём подвох?

Представьте, как той же бедной Наташе придётся мучаться с этим двум слоями. Да, она знает, как это реализовать, но посмотрите на время: она в течение месяца создаст 30 новых постов, и при этом для каждого будет отдельно подбирать нужные цвет и паттерн. Умножьте эти мучения на 30 раз в месяц и 12 месяцев в году.

Цель дизайнера: облегчить жизнь Наташе и создать шаблоны использования паттернов. Объединить все возможные вариации паттерна + цвета в один слой и создать универсальный размер для всех вышеперечисленных размеров.

Получится, что у нас будут все вариации паттерна + цвета в универсальном размере, который подойдёт для каждого поста и обложки: 1590x1000 px. В идеале смотреть в будущее: сделать все паттерны размером 3000x3000 px, добавить их в одну папку и написать об этом в руководстве.

Так Наташе достаточно будет выбрать один из этих файлов и вставить на фон в посте или обложке.

Что это даёт бизнесу

В помощь простая схема:

Бонус для дочитавших ♥

Каждый из вас, кто подпишется на меня в Инстаграм и напишет в директ, что хочет получить «Атлас дизайна» — получит от меня PDF, в котором я поделюсь морем полезных материалов и советов.

  • Ссылки на ресурсы для поиска референсов и вдохновения;
  • Избранные ресурсы с полезными статьями, заметками и мыслями, которые я сам читаю;
  • Советы и рекомендации лично от меня, как практиковаться в дизайне, где эту практику находить и как сделать её максимально эффективной;
  • Фишки, которые позволяют мне быть востребованным дизайнером на фрилансе, выполнять проекты в срок, уметь в веб-дизайн, граф-дизайн, соцсети, полиграфию и бренд-дизайн;
  • Что мне помогает продвигаться, искать клиентов и закрывать сделки, повышая ценник.

Получить «Атлас-дизайна»

Спасибо за прочтение, но и ты вырази благодарность :)

Чтобы выразить её, подпишись на мои Инст и Телеграм-канал, для меня это очень важно ♥

Дополнительно, если интересно:

Обещаю, твою поддержку я не забуду ♥

--

--

Коляс Иванов
Дизайн-кабак

Рассказываю, как развиваю дизайн-студию без опыта работы в студии, учу дизайнеров зарабатывать больше и делюсь методами личной эффективности: t.me/kolyasblog