Я хороший, мир плохой

Заметка о перекосах в дизайнерском восприятии мира

Dasha Pochekueva
Дизайн-кабак

--

Кадр из фильма «Хороший, плохой, злой»

Есть такая примитивная методология классификации людей по осям «Я» и «Мир». Я хороший или я плохой. Мир хороший или мир плохой. Эту тему хорошо объяснил евангелист Microsoft Александр Ложечкин в заметке «Об альтруизме».

У дизайнеров есть профессиональная деформация: поскольку они каждый день сталкиваются с прямой оценкой своей работы, им психологически тяжело поддерживать в себе уверенность, не скатываясь в неврозы и прожжёный цинизм.

Тяжело верить миру, который каждый день говорит тебе, что в твоей работе что-то не так. А в ней всегда всё не так. Процесс устроен специфическим образом: сначала ты выдвигаешь гипотезу, которая, скорее всего, ошибочна. Ведь на первом этапе работы ты ещё не знаешь всех фактов. Затем ты получаешь критический фидбэк, выдвигаешь новую гипотезу, снова получаешь фидбэк (если повезёт, уже помягче), уточняешь гипотезу. И так до тех пор, пока не получится «то самое». Или не получится. Или не «то самое».

Переводя этот процесс на язык внутреннего критика — ты постоянно ошибаешься, и все вокруг указывают тебе на это, и ты обязан считаться с ними, и ошибаться снова, и снова выслушивать, и нет конца индийской сансаре.

Шкала восприятия

В таких условиях шкала восприятия мира и себя сбивается. Люди падают либо в одну пропасть, либо другую.

Первая пропасть: «Я плохой, а мир хороший». Человек живёт с ощущением, что все вокруг умницы, успешные, богатые, никогда не ошибающиеся, популярные, с чудесными проектами и прекрасными клиентами, а лично он — неудачник, который не вышел ни мозгами, ни талантом, ни вкусом, ни упорством. Поэтому его так дрючат. И правильно дрючат!

Человек, упавший в эту пропасть, вносит правки, выходящие за пределы рентабельности. Он терпит и кричит внутри себя, до ночи сидит в офисе, в ужасе смотрит на классные бехансовские кейсы (как у этих парней так классно всё получается?) и боится, патологически сказать менеджеру и клиенту, что нынешний подход к работе не устраивает его. Мало ли что случится — вдруг все поймут, какой он плохой, и выгонят.

А вокруг прямо рай земных наслаждений. И только он — змий, разрушающий мировое равновесие. Непонятно, как Земля держит.

Вторая пропасть: «Я хороший, мир плохой». Планета населена врагами. Каждый день они шлют какие-то правки, не секут ни фига в дизайне, мешают амбициозным замыслам. Все хотят обмануть дизайнера и обхитрить, хотят вмешаться в прекрасную работу и всё в ней испортить. Ждать от врагов чего-то умного не стоит, допускать, что они могут быть правы, — смерти подобно. Необразованное быдло, дикари, смерды. Где я, а где они.

Первая пропасть мучительнее для того, кто её падает, но вторая ещё хуже, потому что она затягивает и других.

Есть ещё два состояния. «Я хороший, мир хороший» — крайне редкий образец психического здоровья. «Я плохой и мир плохой» — деструктивная фаза, среди дизайнеров встречается лишь в периоды депрессий, потому что профессия деятельная.

Мир, который кишит врагами

Я такой же дизайнер, как и все, и у меня те же психологические проблемы: склонность всё вокруг оценивать, раздутое эго, самоунижение, неадекватное восприятие реальности. Я осознала это и пошла к психологу. Оказалось, это не страшно и не стыдно.

Когда дело касается дизайна себя, не всё получается с лёгкостью, но у меня есть убеждение, что дизайнеру необходимо работать со своим психологическим здоровьем, иначе профессия быстро сделает из него невротика.

На конференциях, в кулуарах и в агенствах дизайнеру встречаются такие же невротики — либо измученные неуверенностью в себе, либо успешные, умные, блестящие профессионалы, но с колоссальными когнитивными искажениями. Они убеждены, что мир враждебен, и готовы всем об этом рассказать, научить дурачков уму-разуму, поведать сермяжную правду жизни. А если кто-то думает иначе, так он просто дурак, горя не хлебнувший. Ничего, ещё хлебнёт.

Когда я вижу, как такие люди кошмарят новичков, становится необычайно грустно. Хочется подойти, обнять, сказать: коллега, ну зачем ты так, разберись с собой, не неси ты эти проблемы людям, им ведь и без тебя непросто. Лучше расскажи, как ты справляешься, расскажи, как создавал классные штуки, как у тебя был тяжёлый период, а ты нашёл выход. Если чувствуешь, что пропасть манит — сходи к психологу. Но не популяризируй свои перекосы в восприятии реальности. От этого никому не легче.

--

--

Dasha Pochekueva
Дизайн-кабак

Продуктовый дизайнер из Питера, в прошлом арт-директор. Пишу о дизайн-процессах и управлении собой. Веду канал о визуальных приёмах: https://t.me/mozhno