Сколько вариантов презентовать клиенту?

Aleks Gusakov
3 min readApr 27, 2020

--

Привет ребята. Сколько вариантов вы презентуете клиенту? Сегодня я хочу поговорить о том почему стоит показывать клиенту всего один вариант дизайна, вместо трех или пяти.

Прежде чем начнем, дисклеймер: все что я ниже рассказываю подходит в большей степени к ситуации, когда клиент приходит к вам (по сарафанке или он вас нагуглил), а не вы приходите к клиенту (на фриланс биржах или в тендер).

Уверен, каждый из вас когда-нибудь сталкивался с ситуацией, когда ты рисуешь три варианта дизайна на выбор, а клиент не выбирает ни одного. Немного поспорив, вы уходите и рисуете еще пять вариантов, чтобы теперь один точно попал в ожидания, но клиент и их не утверждает. После второго круга, обычно, дизайнер просто забивает на проект, определяет клиента в разряд мудаков и пишет злостный твит.

К сожалению, такая ситуация часто случается среди начинающих и опытных фрилансеров. Я не исключение. В 2016 в одном из проектов я должен был сделать дизайн логотипа. На первой презентации я показал два варианта. Но клиент сказал, что все не то. И попросил сделать еще один вариант, т.к. в начале мы обговаривали, что будет три варианта, а презентовал я только два. Я ушел рисовать еще вариант. Презентовал его клиенту, но и третий вариант ему не понравился. Нарисовать лого для этого проекта было важно для меня, т.к. это был «перспективный проект», и я решил проявить инициативу и нарисовал еще два варианта. Таким образом получилось аж пять вариантов логотипа. Это были проработанные варианты, с идеей и потенциалом развития их в фирменный стиль, отрисованные в векторе и презентованные как полагается на разных мокапах. В итоге мы утвердили логотип с этим клиентом. Как думаете какой из всех? Самый первый вариант.

Получается, что остальных четырех вариантов логотипа могло бы и не быть. Посчитайте сколько времени у вас уходит на дизайн одного варианта логотипа. А если это время умножить на четыре? В моем случае на эскиз и отрисовку логотипа уходит около шести часов. Т.е. на ненужные четыре варианта я потратил три рабочих дня, а с перерывами думаю четыре.

Чтобы такого больше не повторялось я соблюдаю несколько простых правил. И кроме экономии времени они помогают мне утверждать один вариант логотипа с первого раза в 80% случаев. Одно из них звучит так — чем меньше вариантов, тем лучше. И лучше не только для вас, но и для клиента. Последние четыре года я в 90% случаев презентую один вариант дизайна и в 80% процентах этот вариант утверждается и клиент остается довольным. Как это работает?

Шина Айенгар (ученый и спикер TED) провела исследование как большое количество вариантов влияет на выбор человека. В своем выступлении на TED она рассказывает, что необходимость выбирать из множества однотипных товаров приводит к покупательскому параличу, при котором большинство клиентов решают вовсе отказаться от покупки. В дизайне такое частенько бывает, когда вы показываете клиенту слишком много вариантов, он теряется и отказывается выбирать, ссылаясь на то, что все варианты плохие.

Был проведен эксперимент. В супермаркете было установлено два лотка с пробниками джема: на одном было представлено 24 варианта, на втором — шесть. Как думаете, какой из лотков пользовался большей популярностью? Больше людей останавливались попробовать джем там, где было больше вариантов.

Но есть один интересный момент — только 3% из них в результате купили себе джем. К стойке с шестью видами джема подошло меньше людей, но целых 30% из них решили его купить. Тоже самое происходит с дизайном! Многие клиенты соблазняются на предложения дизайнеров, которые предлагают большЕе количество вариантов дизайна, но в результате, мало кто из них оплачивает полностью сделанный проект, только пробуют.

В общем, слишком много вариантов — плохо. Чем меньше вариантов дизайна вы будете предлагать клиенту, тем вероятней он сделает выбор. Кстати, я считаю, что один вариант дизайна вместо трех, тоже подходит под этот пример. Разрабатывая более детально один вариант, у вас будет больше довольных клиентов, и больше времени. Используйте его для других проектов, для обучения или для отдыха.

Руки до Medium доходят не так часто как выходят посты
в Телеграм-канале. Подписывайтесь на истории и картинки:
t.me/aleksgusakovcom

Александр Гусаков
Дизайн-директор и со-основатель The Goort Design Bureau
Куратор курса GD:Fundamentals в школе Projector
Портфолио на Behance

Мои соцсети: Facebook, Instagram, YouTube, Podcast

Sign up to discover human stories that deepen your understanding of the world.

Free

Distraction-free reading. No ads.

Organize your knowledge with lists and highlights.

Tell your story. Find your audience.

Membership

Read member-only stories

Support writers you read most

Earn money for your writing

Listen to audio narrations

Read offline with the Medium app

--

--

Aleks Gusakov
Aleks Gusakov

Written by Aleks Gusakov

Writing about branding, visual identity, design strategy and team development.

No responses yet

Write a response