Что такое медиадизайн

Чем занимается медиадизайнер, какие инструменты уже есть и на что смотреть, если вы хотите им заниматься

Denis Zolotarev
Дизайн-кабак

--

Первая статья из цикла про медиадизайн

Иллюстрация: проект Aquatilis

Скорее всего, вы видели эти проекты:

Snow Fall — с него началось победное шествие длинных историй с картинками. Сейчас выглядит уже достаточно скромно.
Aquatilis — очень красивый отчет про глубоководную экспедицию.
The Dawn Wall — рассказ про восхождение на гору El Capitan (в честь которой названа одна из версий Макоси).

Aquatilis

Что их объединяет? Я бы сказал, что все это — медиа-истории. В зависимости от формы воплощения можно называть их «лонгридами», «листалками», визуальной журналистикой, дата-сторителлингом, скроллителлингом и еще парой десятков слов, которые (если откинуть форму) обозначают плюс-минус одно и то же — истории с сильной визуальной составляющей, несущей в себе весомую часть смысловой нагрузки. И это не просто текст с картинками. Композиция, типографика, цвет, сама структура повествования — все имеет смысл и является частью нарратива.

Людей, которые занимаются их созданием, я бы назвал «медиадизайнерами». Не лучшее название, согласен, поэтому буду рад любой альтернативе, ну а пока остановимся на нем.

Примечание: в рассказе ниже я намеренно пропустил достаточно обширный сегмент видео-инфографики, объясняющего видео, развлекательного видео и вообще видео как отдельного жанра, так как он сам по себе тянет на отдельный рассказ.

Медиадизайн или веб-дизайн?

Может показаться, что я говорю о веб-дизайне, но на мой взгляд его давно пора перестать рассматривать как нечто единое. «Диджитал — новая норма», и все, что мы видим в сети — это не «сайты», а цифровые вещи, издания, сервисы, приложения и так далее. «Сайт» — это лишь релевантная среде оболочка. Сказать «я разрабатываю дизайн сайтов» это то же самое, что говорить «я занимаюсь печатным дизайном», в который, строго говоря, входит все, от книг до упаковки.

Итак, медиадизайн можно грубо определить, как разработку [чаще всего] цифрового контента для публикации на различных площадках и в различных контекстах. Это опять достаточно широкое определение, поэтому я в рамках этой статьи выделил из него работу со сложными визуальными нарративами, где текст и изображения поровну делят между собой смысловую нагрузку.

Медиадизайн — проектирование контента для публикации на различных площадках и в различных контекстах

Ближайшая аналогия здесь — журнальный дизайн. Именно журнальный, потому что в газетах верстка, как правило, находится в жестком подчинении сетке, срокам и общему образу издания. Газета — «быстрый формат». Не в плане скорости потребления, но скорости создания. Конечно, можно вспомнить прекрасные инфографические развороты того же печатного NYT, на которые уходили если не месяцы, то недели работы, но это скорее исключения — «подарки» читателям. Подобного трудоемкого контента с сильной визуальной составляющей в газетах (в их подавляющем большинстве) сильно меньше половины. В отличие от журналов, большинство которых изначально задумано как «набор красивых разворотов».

Разворот журнала W. Арт-директор — Антон Юхновец

Дизайн сайтов цифровых медиа в этой печатной аналогии — это разработка макета издания. Но после разработки макет надо чем-то наполнять, и тут на поле выходит медиадизайнер.

До недавнего времени вопрос «дизайна контента» в онлайн-изданиях вообще не стоял — мешали как серьезные ограничения CMS-ок, так и в целом психология дизайнеров и разработчиков, мыслящих шаблонной версткой (шаблон это не синоним чего-то плохого, просто нешаблонная обходилась слишком дорого). Можно сказать, что все цифровые СМИ до недавнего времени были «газетами». Даже те, которые были не про ежедневную новостную повестку. Даже те, которые являлись цифровыми версиями бумажного глянца. Условно — GQ-бумажный и GQ-цифровой отличались как журнал от… ну, от газеты.

Инструментарий медиадизайнера

В чем главное преимущество современных инструментов? Вкратце и упрощенно — если 10 лет назад вы открывали текстовый редактор и писали код (или скорее всего просили верстальщика), чтобы сделать синенький заголовок, выключенный по центру и набранный 40 кеглем, то сейчас вы открываете, скажем, Тильду и делаете это руками на экране в режиме благословенного WYSIWYG (what you see is what you get). Я бы назвал это даже WYSIWYG 2.0 (простите), потому что сейчас вы проектируете не только внешний вид, но и поведение элементов (например, в ReadyMag отличная система создания контекстных анимаций и он продолжает эволюционировать). И все это
{ без
единой
строчки
кода }

Тут самое время вспомнить, что первые печатные издания тоже «кодились» в специальных системах, а не «рисовались» в до-кварковую эпоху. Но потом пришел Quark. Его доступность и большая средняя скорость работы, а также порог входа в инструментарий (не в профессию, не путайте!), упавший примерно до нуля, очень быстро привели к исчезновению подобных систем (и надобности в подобных программистах — вот тут верстаки могут реально напрячься).

Интерфейс ReadyMag

Итак, теперь у нас есть Тильда, ReadyMag и даже некоторое число экспериментов по автоматизации работы уже самих дизайнеров (а не только программистов) типа The Grid , а современные CMS-ки некоторых изданий не сильно уступают им в возможностях. Я обещал немного сказать про инструментарий, но Тильда с Редимагом, пожалуй, единственные, реально работающие и представляющие интерес (для дизайнера) на данный момент. Или ваша собственная команда из крутых программистов, которые за несколько месяцев сваяют вам собственный стабильно работающий «конструктор лонгридов» (еще раз простите) и прикрутят к вашей rocket-science-CMS.

Есть также ряд инструментов B2B-формата, заточенных на интеграцию в редакционные процессы и обладающих тем или иным объемом возможностей для создания визуальных историй. Например, verstka.io и setka.io (от создателей уже упоминавшегося The Grid). Так что если вы уже сейчас работаете в издании и сталкиваетесь с подобными задачами, рекомендую посмотреть в этом направлении.

Тут следует понимать, что одними только возможностями по наведению визуальной красоты дело не ограничивается. Как минимум, это все должно еще и стабильно работать на всем спектре устройств, систем и браузеров, которыми пользуется ваша аудитория (а нередко эти негодяи вообще смотрят сайты через встроенные браузеры мобильных приложений). Тильда и Редимаг эти проблемы совместимости так или иначе решили, так что это не только удобные, но и (относительно) надежные решения. Помимо них я бы еще отметил Medium в качестве перспективной платформы для сборки медиа-историй, но для дизайнера там пока что еще слишком много ограничений. Все остальное либо слишком нишевое (например, шаблоны для личных лендингов или портфолио по принципу «картинка-подпись»), либо менее стабильно и беднее по фичам (но если я не прав, то готов удивиться новому крутому инструменту, буду только благодарен). И я намеренно пропускаю тут некоторые экзотичные способы типа «собери дизайн в Adobe Muse».

Кстати, не следует путать медиа-истории с лендингами. Лендинг, прежде всего, конверсионный инструмент. Его задача — шаг за шагом загрузить в читателя информацию о товаре или услуге. Схожесть лендингов с медиа-историями лишь в том, что и там и там есть четкая последовательность изложения, но отличаются они примерно как консультант в магазине от лектора на TEDx. Хотя, конечно, есть неплохие примеры смешения жанров.

На чем учиться и где искать вдохновение

Куда смотреть дизайнеру, который решил заняться дизайном контента в медиа?

Когда вы занимаетесь поиском референсов, как правило, вас, в первую очередь, интересуют проекты, «похожие» на то, что вы уже видели. Условно — если вы видели Snowfall (не верю, что не видели, вон же ссылка в начале статьи), то скорее всего весь медиадизайн для вас похож на лонгрид. Но длинная колбаса из текста и картинок с анимированными переходами — это лишь один из форматов (удобный в разработке и проекировании, не спорю). Поэтому я сократил число «портянок» в примерах и выбирал проекты не за форму, а за историю.

Прежде всего — инфографика жива как никогда. Некоторые истории могут быть построены исключительно на ней:

  • График-история от NYT про будущее экономики США. Мой любимый пример. Хочешь — листай, хочешь — исследуй самостоятельно (лучше смотреть на десктопе).

Анимация почти всегда работает в плюс проекту. При этом она вовсе не обязательно должна быть сложной. Даже простые гифки могут одновременно оживить историю и дать новый уровень понимания: In Water Polo, the Real Action Is Under the Water.

Грамотно найденная метафора помогает сформировать нужное впечатление. Как в этой истории, рассказывающей про то, как несколько американских семей спонсируют президентские выборы в США.

Медиа-проект — это не обязательно длинная портянка с картинками. Возможны самые разные форматы, например комикс: очень грустная история от NYT.

Фотографии и видео сами по себе могут стать историей, а не просто чередоваться по вертикали с кусками текста. Как в этом проекте про Сирию.

Геймификация отличная опция. Но ей надо пользоваться с умом, как сделал NYT на этом проекте, предлагающем стартовать быстрее, чем Усейн Болт или в отличном тесте на тему инклюзивности в спорте («угадай вид спорта по внешнему виду спортсмена»).

Синтез нескольких подходов часто дает крутой результат. Reshaping New York — в проекте «Как менялся Нью-Йорк» круто замешана анимация, инфографика и картография.

Хоть мы и говорим прежде всего про содержание, форма сама по себе может быть частью истории. Круче всех, на мой взгляд, с формой обращается «Блумберг»:

Вообще «Блумберг» является ярким представителем стиля, называемого сейчас «веб-брутализм». Я думаю, что это просто честный подход к работе с материалом на уровне формы.

Как вы заметили, все вышеприведенные примеры либо из NYT, либо из Bloomberg. Это не значит, что другие не делают хорошие проекты, просто я чуть не сошел с ума, пытаясь выбрать несколько наиболее наглядных ссылок из пары сотен и в итоге получилось так, как получилось.

В российских медиа тоже периодически появляются неплохие истории:

Возвращаясь к инструментарию — ReadyMag и Tilda зарекомендовали себя как отличные платформы для разного рода экспериментальных историй, не требующих сложного фронт-енда. В примеры попали два архитектурных проекта:

Помимо отдельных проектов, надо отметить и дизайнеров (коллективы), за которыми стоит следить (это далеко не полный список):

  • Конечно, New York Times (подборка от NYT за 2017 год).
  • Уже не раз упоминавшийся Bloomberg. У него есть даже специальный раздел с визуальными историями и публикуются регулярные подборки (вот, например, за 2017 год).
  • Washington Post также радует регулярными визуальными историями и инфографикой (подборка за 2016 год).
  • Wired — отличное издание, но большая часть визуальной красоты прячется в бумажной версии журнала.
  • Кристоф Ньюман — знаковая фигура, один из самых известных мировых иллюстраторов, работающий с The New Yorker(на который, кстати, тоже стоит посматривать). Может сделать историю из чего угодно. Активно экспериментирует с 360-video, AR и VR.
  • Молодая, но очень сильная студия Polygraph, которая недавно запустила наконец собственное медиа The Pudding — a weekly journal of Visual Essays.

В России сразу несколько студий занимается сторителлингом в медиа (чаще всего называя это инфографикой, но не будем придираться к терминам):

Кстати, на правах автора хочу также похвастаться парой примеров проектов, которые мы делаем в нашей «Студии интерактивных проектов». Это примеры в том числе того, как аудиторная история может быть совмещена с рекламной к взаимной выгоде читателя и заказчика. В нашей индустрии это называют нехорошим словом «спецпроекты» или (что лучше) «нативной рекламой», хотя термин «нативная реклама» не очень подходит для относительно (или откровенно) кастомных (штучных) проектов:

Из близких по жанру также стоит отметить уже упоминавшийся «Яндекс», периодически экспериментирующий с разными форматами историй. Вот, например, виртуальное восхождение на Эверест и (пока) маленький, но гордый коллектив JSKT data group, работающий на стыке big data и сторителлинга.

И разумеется, надо смотреть на конкурсы. Точнее, на списки работ-победителей. Исторически сложилось, что большинство работ в формате сторителлинга группируется на конкурсах инфографики. И сама инфографика (по крайней мере, в медиа) постепенно смещается от дашбордов к историям. Здесь наибольший интерес представляют три конкурса — Malofiej (не пытайтесь найти список финалистов самостоятельно — вот он.), SND Awards (список призеров 2017 года) и Information is Beautiful (хотя последний все же больше тяготеет к инфографике в её «классическом» понимании и чистого сторителлинга там немного.

Важный совет — не стоит пренебрегать референсами из оффлайна. Мир журнальной, газетной и книжной верстки, мир плаката за последние 150 лет накопил огромное количество визуальных приемов и примеров высококлассной работы. Здесь сложно посоветовать источник референсов лучший, чем Pinterest — десятки досок с работами самых известных дизайнеров от времен Баухауза до наших дней.

Это очень беглый и грубый срез индустрии (и я намеренно пропустил огромный сегмент видео-историй), но его достаточно, чтобы начать самостоятельное изучение темы.

В следующей части я расскажу с чего начинать работу над проектом и как рассказывать истории в различных форматах.

Читайте далее:

Впервые эта статья была опубликована на сайте Awdee. Здесь публикуется с небольшими изменениями и добавлениями.

Денис Золотарев. Арт-директор, специалист в области мультимедийной журналистики, digital-дизайна и инфографики.

Больше материалов, статей и заметок в моем канале в Telegram: 40D Подписывайтесь, чтобы не пропустить обновления!

--

--

Denis Zolotarev
Дизайн-кабак

Digital media designer and art director, PhD in Visual Arts. Specialize in digital media, interactive storytelling, infographics. https://tinyurl.com/yxlltmtu