Каждому дизайнеру нужен ментор.

Alexander Lygin
Дизайн-кабак
7 min readOct 15, 2018

--

Вы заметили, как часто стала мелькать в социальных сетях полемика о дизайн-образовании? Каждая уважающая себя студия теперь открывает школу стажировки, онлайн курсы, выпускает книги и тому подобное. За последние два года эти вещи оформились в готовый продукт и продаются в невероятно красивой упаковке. Когда я захожу на сайт бюро, так и хочется кинуть деньги в монитор и пойти учиться. И это все замечательно, у начинающих дизайнеров есть выбор. Теперь знания доступны каждому, собраны в одном месте, только заплати.

Дизайнер не знает где купить пивко, носится как угорелый.

Такие курсы могут дать заметный буст дизайнеру, но насколько они системны? Сейчас ты выучил генеративную 3д графику, но если ты хочешь стать проектировщиком — насколько это было в кассу? Часто ли вообще дизайнер планирует свой рост? В университете еще можно понять, там учебная программа спланирована, твои успехи проверяют и за твои проебы ты получаешь по жопке, но как быть фрилансеру который работает сам на себя? Или дизайнеру в небольшой студии лендингов за полтос? Или любому дизайнеру вообще? Можно ли поставить на рельсы процесс постоянного осознанного самосовершенствования? С чего начать и где смотреть?

На эти вопросы у меня нашелся один ответ, и появился он тогда, когда я устроился в роботы, и мне сказали что у меня будет ментор. После этого все как-то и закрутилось.

Кто такой ментор?

Ментором может быть любой опытный дизайнер, который хочет им быть. Обычно это работает в сторону от более опытного к менее опытному. Ментор следит за карьерными/жизненными успехами студента, помогает ему определиться с выбором пути и целей, дает советы. Ментор это не лучший друг, не учитель, не арт-директор, он не обязан и не должен заниматься критикой макетов, если того не просит сам ученик. Ментор не научит дизайнера типографике или проектированию, но покажет ему где и как эти знания почерпнуть наиболее эффективным способом (опять же исходя из своего опыта).

С чего начать?

Для начала нужно сесть и проанализировать свои сильные и слабые стороны. Можно взять табличку в гугле, разбить по категориям (по компетенциям или по типу навыков), придумать градацию навыков и все записать от чистого сердца, ничего не приукрашивая.

После этого важно понимать, чего дизайнер хочет от жизни и в каком направлении думает развиваться. У джуниора куча вариантов на выбор, и не факт, что с выбранного пути не свернет уже через полгода. Очень важно знать вектор своего движения по карьерной лестнице именно для того, чтобы подтягивать соответствующие навыки. Хочешь быть богом UI? Тогда вот тебе план, задрочи сетку, цвета, типографику, научись подбирать и работать с рефами, и потом может быть перейдем к анимации. Или стремишься в product owner? Тогда давай качать продуктовые компетенции, а анимации тебе придется отложить.

Ментор рассказывает дизайнеру где купить пивко.

План.

План развития — очень гибкая основа. Именно здесь дизайнер заложит дедлайны для самого себя, когда бы он хотел стать старшим дизом, когда планирует выйти на уровень арт-дира. Ментор помогает расписать то, чего ожидают от такого дизайнера, и определит задачи для отработки навыков.

Четкой структуры нет, просто поделите год на месяцы/недели и заполните его активностями. Книги, конференции, курсы, посещения лекций, поездки, выступления, преподавание, защита проектов, личные проекты, кейсы на бихансе, дрибл, быстрые концепты, эксперименты в AE, журналистика, исследования — в план можно внести очень много вещей самостоятельно и потом с ментором подкорректировать.

Навыки.

Допустим вы решили, что не умеете в сложные анимации, как я. Тогда забейте в план развитий освоение АЕ. В каждом следующем проекте забейте время на дизайн аниматиков и микро-взаимодействий. На таких этапах ментор или арт-дир у нас в роботах могут специально ожидать от дизайнера интересных решений в анимации, выделяют часы под анимацию в рабочем плане, продают клиенту это за отдельные деньги.

Активности.

Основной работы дизайнеру обычно более, чем достаточно. Рост будет происходить в пассивном режиме, просто занимаясь рабочими проектами. Арт-дир и ментор уже следят за тем, чтобы диз не скучал без дела, чтобы всегда был челлендж и т.п. Но для более активного роста можно придумывать себе активности. Херачить по шоту на дрибл каждую неделю при высокой загрузке не всегда легко, но вполне реально. С ментором не обязательно взаимодействовать как с арт-директором, но иногда он может что-то подсказывать по каким-то визуальным вещам.

Что еще? Я вот пишу статьи. Актуальность текста я стараюсь обсудить со своим ментором, он подсказывает чтобы я не свернул в сторону какой-нибудь дичи. Внутри компании менторство как-будто бы логичнее и проще организовать, ведь связка арт-дир-он-же-ментор кажется логичной. Вы можете ездить вместе в поездки, а потом рассказывать или писать заметки о путешествии. Рефлексия как прокачка — очень неплохая штука.

А может есть желание выступать на конференциях или преподавать в онлайн-вузе? Ментор, как человек обычно с более богатым опытом может подсказать своему ученику куда можно развиваться, и какие активности могут быть полезны.

Книги.

Про книжки молчать никак нельзя. Добавить к чтению обязательные конспекты, и вот, спустя какое-то время, из человека который никогда в жизни не прочел ни одной книжки по дизайну вырос охрененный специалист с базой знаний в десятки книг. Мне есть с чем сравнить и поверьте, это производит сильное впечатление, когда в проекте у команды идеальная аргументация, подкрепленная не только большим набором паттернов и исследований, но и теоретической книжной базой. Купера читать нудно как и другую проф. литературу— но по тридцать минут в день выдержать можно. Главное конспектировать и не забывать о цели. Мне это дается сложнее всего, а выход новой Red Dead Redemption вообще никак не помогает.

Тупик.

Но я описал идеальную картину мира. В жизни оно так чаще всего не работает. И ментор и ученик проходят вместе много этапов, и бывают подъемы, а бывают, что просто полгода вы никаких результатов не добиваетесь, погрузившись в рабочую рутину. Но тут важно уметь поймать эти моменты, отрефлексировать и исправиться. Нужно понять причины неудач, выстроить мотивацию, договориться о каких-то дедлайнах. Процессы нужно контролировать. На протяжении долгих месяцев я пытаюсь понять, как удобнее всего вообще что-либо делать чтобы отдых и близкие не остались без внимания. Каждый вечер херачить после работы не вариант. И вот я уже откладываю план на 12 статей за год, и думаю, что вообще даже 6 статей это очень круто. Так я смогу выстроить баланс и брать не количеством, но качеством.

Важная часть.

И вот сравните одного дизайнера, который работает просто в небольшой студии и пытается свести концы с концами, и второго дизайнера из большой, модной студии, ориентированной на качество, с ментором, с планом развития. Второй дизайнер регулярно пилит шоты, кейсы по своим крупным проектам для банков и международных сервисов, читает книги, ходит на лекции и ездит на иностранные конференции, который знает, что будет через год арт-диром (например) и что для этого ему нужно будет сделать и когда. Дизайнер на спидах не меньше. Осознанность, планирование и деятельность — это круто. И это все может появится у любого. Иногда достаточно лишь приобрести себе в напарники ментора.

Менторы бывают разные, и чтобы сделать дизайнера на спидах, надо иметь четкое и незыблемое понимание того, что ты точно готов к такой ответственности и хочешь помочь вырасти клевому дизу.

Но что делать, если ты не работаешь в большой компании? Когда на тебя по большому счету насрать всем. Честно ли рассуждать о том, чтобы найти ментора в интернете? Так говорят и пишут многие, но по-моему оно не работает таким образом. У нас нет института менторства, это просто так не принято, и никто не будет писать незнакомому человеку с просьбой побыть его ментором.

Есть онлайн сервисы которые помогают свести таких людей, и они обычно платные. Ученик сам может определить сколько он готов заплатить за ментора, и система подберет или подходящего человека или предоставит выбор с ценами за час. Кажется это уже хоть что-то, но мне хочется большего.

Ментором может и должен быть каждый.

Многие дизайнеры на определенном этапе своей жизни задумываются о том, как начать делиться своими знаниями. И, казалось бы, вести онлайн-курс или преподавать это хороший вариант, но рынок школ конечен, и мест там ограниченное количество. Менторство мне кажется тут подходит куда лучше. Ментор сосредотачивает свои усилия на одном человеке (или двух, трех), погружается в его проблемы и не распыляет внимание на аудиторию. История получается более персонализированной.

Менторство — это отличная прокачка для обоих, идеальный вариант для саморазвития. Пока ты менторишь кого-то, то сам станешь разбираться в области. Стоит держать это в голове, когда задумаетесь о том, что полезного каждый мог бы предложить этому миру. Многие думают, что это должно быть исключительно на платных началах. Возможно и так, но все же, позвольте, час в неделю вполне может подарить этому миру каждый из нас.

Ищете ментора?

Я решил написать эту статью только лишь потому, что чувствую какие изменения в моей жизни происходят благодаря тому, что у меня есть четкий вектор развития. И именно сейчас я ищу себе в подаваны ученика. Важно, чтобы вы осознавали, что хотите бежать на полной скорости. Год, два или как пойдет. Свяжитесь со мной вконтакте, и если я не стану вашим ментором, то хотя бы добавимся в друзья. Я хочу сформировать вокруг себя сеть единомышленников, которые разделяют мой ход мыслей.

А может, после прочтения статьи вы подумали, что настало время стать чьим-то ментором, но все еще осталась куча вопросов? Я открыт для общения.

--

--