Как я провел свой первый курс по дизайну интерфейсов

Вкратце: мало людей, но много фана

Matvey Pravosudov
Дизайн-кабак

--

Когда я работал в Interfaced — небольшой сибирской компании —бывали времена с маленькой загрузкой по работе. Обычно в такие моменты я докапывался до коллег и пытался замутить внутренние субботние доклады, чтобы ребята рассказали над чем работают или просто сделали полезную лекцию.

В ноябре 2018 у Артема, тимлида в компании, получилось договориться с преподавателем из вуза, что он проведет факультативный курс по фронтенду. А я скромно спросил у Артема, не хотят ли его студенты послушать еще и про дизайн интерфейсов?

Мы договорились, что занятия будут идти параллельно: по фронтенду и дизайну, один раз в неделю на одну пару. Ну что же, начало положено, осталось запилить сам курс!

Планирование курса

Любой курс по дизайну нужно начать с понимания:

  1. На какую аудиторию рассчитан курс?
  2. Чему должны научиться студенты?
  3. Сколько он будет длится?
  4. Какие форматы занятий будут?
  5. Какими инструментами будут пользоваться студенты?

Аудитория. Мои студенты были недизайнерами, без айтишного бэкграунда.

Навыки. Я хотел, чтобы они узнали что такое дизайн интерфейсов, научились решать простые задачи и смогли работать в типовом дизайн-процессе. А, ну еще Фигму освоили.

Длительность. Особых ограничений не было, но мы договорились, что при одном занятии в неделю месяцев двух-трех хватит. (В итоге получилось 14 занятий.)

Формат. Занятия предполагались классические: лекции и практики. Но в процессе проведения курса мне оказалось геморно читать полтора часа теорию, а студентам слушать такой большой объем. Поэтому я перешел к а-ля воркшопу, когда я полпары рассказываю конкретную тему, а на второй половине мы со студентами пробуем это на практике. В конце занятия выдаю практическую домашнюю работу, которую нужно прислать на почту. Еще с форматом связано место проведения: у меня была аудитория в вузе с проектором и компами для студентов.

Инструменты. В аудиториях компьютеры были на винде, поэтому Скетч сразу отпал, а Фигма сразу появилась. К графическому редактору еще понадобились Гуглдоки чтобы читать ТЗ и вести заметки о курсовом проекте.

Структура

Все, на главные вопросы ответил, понимание задачи появилось. Теперь нужно собрать скелет курса — ну или распланировать занятия на верхнем уровне, кому как нравится.

Так как студенты нулевые, обязательно нужно было погрузить их в самые основы дизайна. Спросить что они знают, рассказать про суть, направления, описать дизайн-процесс. Такая лекция помогла бы и мне узнать чего хотят ребята, и им ответить на вопрос «а оно мне надо?».

Какой основной инструмент дизайнера интерфейсов? Типографика и верстка! Это были следующие занятия, которые я поставил в план. Возможно это неочевидно, но ребятам придется создавать что-то визуальное, работать с текстом, собирать макеты, а без типографики и верстки процесс превратится в боль для ребят и моих глаз.

В конце курса я планировал запилить со студентами веб-интерфейс, а значит нужно было научить их сначала вебу в целом. Так появилась лекция «дизайн сайтов»: сначала история интернета и браузеров, потом немного про навигацию и типовые элементы.

Самое главное в этом курсе — понимание принципов дизайна интерфейсов. Так как ориентироваться и принимать сильные решения можно на принципах и результатах исследований, тема получилось важной. Основные принципы я взял из «Дизайна привычных вещей» Дона Нормана, «Законов робототехники в интерфейсе» Антона Жиянова и принципов Бюро.

Чтобы собрать все знания в систему, нужно было погрузиться в настоящий дизайн-процесс: задача → исследование → сценарии → прототипы → визуальный стиль → подготовка к разработке → презентация. Все этапы присутствуют в ежедневной работе дизайнера в той или иной степени, поэтому ребята близко познакомились с будущей работой.

Для курсового проекта я накидал несколько тем, студенты выбрали две: интерфейс заказа уборки в клининговой фирме и интерфейс бронирования тура в турагентстве.

В итоге получилась такая структура:

  1. Введение в дизайн (лекция)
  2. Трогаем Фигму (практика)
  3. Типографика и верстка (лекция)
  4. Верстка объявления (воркшоп)
  5. Верстка статьи (воркшоп)
  6. Дизайн сайтов (воркшоп)
  7. Принципы дизайна интерфейсов (воркшоп)
  8. Дизайн-процесс (воркшоп)
  9. Задача и исследование (воркшоп)
  10. Сценарии (воркшоп)
  11. Прототипы (воркшоп)
  12. Визуальный стиль (воркшоп)
  13. Подготовка к разработке (воркшоп)
  14. Презентация (воркшоп)

Процесс

Я не смог подготовить весь курс заранее. Во-первых, не было времени, а во-вторых, я не знал, как все пойдет. В процессе пришлось немного корректировать сложность и количество заданий, чтобы студенты успели нормально погрузиться в очередную тему.

Процесс проведения очередного занятия выглядел так:

  1. Распланировать задачи для занятия в карточке Трелло
  2. Расписать структуру в Плане
  3. Написать план лекции и подготовить задания
  4. Собрать слайды в презентации по занятию
  5. Провести занятие
  6. Выписать в карточку Трелло с «хотелками» мои наблюдения по занятию: что сложно далось студентам, что понравилось, что можно улучшить
  7. Запостить в телеграм-канал конспект лекции, домашнее задание и ссылки для дальнейшего изучения
  8. Проверить домашку, которую прислали в почте
  9. Закинуть домашки в карточку Трелло для последующей ностальгии :-)

Главный документ по всему курсу — План. Это удобная входная точка: легко расписать структуру для очередного занятия, а потом в свободное время накинуть текст лекции или приложить полезную ссылку.

План курса — основной документ со структурой занятий, интерактивов, заданий и конспектом лекций

Для презентаций я выбрал Slides — онлайн-инструмент, в котором легком можно собирать удобные презы. Есть полноэкранный режим, управления слайдами через телефон, можно пошарить ссылку на всегда актуальную презентацию студентам.

Еще один плюс (и минус) — инструмент дает меньше контроля над пикселями и поэтому почти нет соблазна сделать слайды идеальными. Скорость подготовки презы растет, но «дизайнеровость» немного падает. Для себя я решил, что преза лучше будет подробная и хорошо дополняющая рассказ, нежели красивая и затратная.

Презентация по курсу сделана в Slides

Все планирование, фидбек по занятиям и решения домашек я хранил на доске в Трелло. Можно достаточно удобно расписать все задачи по занятию и пройтись по ним, когда дойдут руки.

Мои текущие задачи по курсу расписаны на доске в Trello

Всю практическую работу мы вели в Фигме. Самый кайф — можно смотреть со своего компьютера, как ребята пилят задания. А потом сразу же проводить дизайн-ревью, попутно записывая комменты на макет!

Отработанные комментарии по вайрфреймам

Озарения

Курс можно рассматривать как продукт: у него есть цель, аудитория, какой-то процесс взаимодействия. Чтобы сделать этот или следующий курс лучше, я собрал обратную связь.

Чат вместо телеграм-канала. Для курса я сделал телеграм-канал: постил туда конспект лекций, ссылки и домашку после каждого занятия, чтобы студенты могли перечитать тему и еще раз понять, что от них хотят. Это модненько, но неудобненько: читать большие лекции в телеге некомфортно. Часто для курсов делают чаты: преподаватель отвечает там на вопросы, а студенты присылают домашки в чат. По-моему, это намного удобнее.

Все новости по курсу — в телеграм канале. Получается монолог, но это не очень удобно

Еще была проблема с отправкой ссылок студентам, Например, нужно показать им ТЗ, это значит:

  1. Сократить ссылку
  2. Вставить ее в презу
  3. Попросить студентов перепечатать себе ссылку

Ну совсем не юзер-френдли! А в чате с этим легче: на занятии отправил ссылку в чат и все открыли.

Конспекты лекций в ПДФ. Читать лекции в телеге жутко неудобно, да. Но можно было сделать одну пдфку и просто ссылаться на нее! Но я почему-то этого не сделал и оставил как есть. Думаю, что с plain-text лекциями еще можно справиться, но в следующий раз я бы собрал либо одну пдфку, либо прикреплял ссылки на Teletype в чат после каждой лекции.

Один файл Фигмы для всех домашек. Достаточно геморно выискивать несколько файлов в Фигме по одному человеку, так как мы использовали бесплатные аккаунты. Было бы круто держать все домашки от одного человека в одном файле. Тогда и ревью проходило бы быстрее, сразу по всем домашкам в очереди, и прогресс был бы виден.

Мини-тесты в конце лекции. Ну не прям тесты, а скорее простые вопросы по теме лекции. Не для проверки, а для того, чтобы студенты еще раз пробежали в голове по лекции и запомнили главные вещи.

Презентация по курсу в Фигме. Slides удобный: быстро создаются слайды, удобно презентовать откуда угодно. Но некоторые слайды получались кривенькими, совсем «недизайнерскими».

Воркшопы с участием преподавателя. У нас был одно такое занятие: я попросил студентов нарисовать форму заказа товаров в интернет-магазине. После нескольких итераций осталось время, и я сам накидал черновик формы, дополнительных состояний и показал полный сценарий. Ребятам понравилось, а мне показалось, что такое стоит устраивать чаще.

Вайрфреймы для сценария оформления заказа из корзины — результат воркшопа

Чтобы проектировать интерфейсы, нужно знать модели данных. Когда проходили сценарии, нужно было перейти от задачи и гипотез к проектированию интерфейсу. Но чтобы спроектировать интерфейс, нужно знать что такое сущности, как они могут относиться друг к другу, как они могут храниться и все такое. Я ребятам про это не рассказывал, но у них все равно все получилось.

Нужно ограничивать количество сценариев для курсового проекта. Курс когда-то должен был закончиться. Но некоторые ребята взяли несколько слишком обширных сценариев и не успели их полностью проработать. В целом, для курсового проекта необязательно прорабатывать все кейсы, но было бы правильнее ограничить объем, чтобы успеть пройти через несколько итераций ревью до конца курса.

Вести занятие с чужого компьютера жутко неудобно. А особенно с виндой, если сидишь на работе и дома под маком. Из-за этого нужно выбирать инструменты, которые будут доступны на винде или в вебе. Но бо́льшая проблема — не иметь возможность показать что-то из своих проектов или быстро найти в своих источниках.

Итоги

На первое занятие пришли 7 студентов, на последнее — 2. Мы провели 14 занятий, познакомились с дизайном, типографикой, версткой, попробовали сверстать объявление и статью, посмотрели на историю сайтов, узнали основные принципы интерфейсов и прошли через настоящий дизайн-процесс.

Настя и Алина, у вас все получится! Спасибо, что поучаствовали в таком интересном мероприятии. Мне было сложно и весело. Надеюсь, что вам понравилось и вы вынесли для себя что-то полезное.

Курс помог мне самому систематизировать знания: в каком порядке выдавать, какой навык нужен для какого навыка. А еще это офигенный опыт публичных выступлений :-)

Скоро я выпущу статью для новичков о том, как погрузиться в профессию: что почитать и сделать, чтобы сначала познакомиться с дизайном интерфейсов, а затем научиться приносить пользу бизнесу.

--

--