Роль дизайнера в стартапе

Как обязанности дизайнера меняются в зависимости от зрелости продукта

Илья Сидоренко
Дизайн-кабак

--

BINO CX HQ

Уже год я работаю над проектом BINO CX, который мы запустили в августе 2017-го, и за это время у нас зарегистрировалось более 300 клиентов и 5000 тайных покупателей, которые ежедневно взаимодействуют друг с другом. За это время обязанности продуктового дизайнера (мои) адаптировались и менялись три раза. В этой статье я расскажу об этих этапах и покажу, как должна меняться работа и роль дизайнера в развивающейся компании.

Запуск продукта

Мозг и руки

Дизайн — это инструмент бизнеса, но это не значит, что дизайнер должен покорно выполнять задачи руководства. Хороший дизайнер помимо понимания бизнеса, обладает обостренным чувством прекрасного и стремлением к упрощению. Это помогает критически оценивать поступающие идеи и находить в них изъяны.

Получив концепцию продукта, подумайте, как ее можно улучшить: упростить или сделать интереснее для пользователя. Ведь бизнесу нужны не руки дизайнера, а его мозг.

Каждый дизайнер должен уяснить, что не достаточно внести изменения в макеты, чтобы идея была реализована. Каждое отклонение от первоначального плана задействует ресурсы не только на реализацию идеи, но и отнимает время от задач, которые могли быть выполнены в это время. Поэтому, прежде чем предложить новый интерфейс, подумайте, пройдет ли он проверку временем. Лучше сделать что-либо консервативное и понятное людям, вместо того, чтобы удовлетворять дизайнерское эго в погоне за популярностью на Dribbble.

Фундамент

“Отыщите эпицентр, сконцентрируйте всю энергию на том, чтобы сделать его настолько идеальным, насколько это вообще возможно”
Jason Fried & DHH.

Проектировать новый сервис увлекательно, но попытки создать что-либо уникальное могут завести дизайнера не туда. Помните, что результат вашей работы — это не оценка коллег, а показатели бизнеса.

Сервис существует чтобы решать определенную проблему. Подумайте, какой сценарий ее решает наилучшим образом и сделайте его простым, а весь вторичный функционал спрячьте.

Лишь проверив, что ваша гипотеза работает, начинайте добавлять новые функции. Посмотрите на Basecamp, ограниченные возможности которого сохраняют сервис простым и удобным на протяжении многих лет.

Ограничения

Создание продукта — не последовательный процесс. Люди, которые тратят несколько месяцев на тщательное планирование, вскоре столкнутся с реальностью. Каждый интерфейс, не говоря о продукте, сложнее, чем кажется, поэтому, при разработке всегда возникают ограничения (юридические, финансовые, технологические).

Дизайнер должен быть готов, что его первоначальная задумка не выдержит проверку реальностью. Это особенно актуально в стартапе, где скорость запуска имеет решающее значение. Временно пожертвовать красотой не страшно, ведь в будущем вы всегда сможете доработать визуал. Но если вы упустите логику, будущего у продукта может и не быть.

Первая версия сервиса

Реальность такова, что у молодых компаний нет ресурсов на тестирование, поэтому им, как можно скорее, нужно запустить продукт в надежде на хорошую реакцию пользователей. Но, порой, реакции нет, а количество активных пользователей уменьшается. Причиной этому могут быть проблемы с регистрацией, сложная логика, отсутствие интереса и многое другое. И единственный способ выяснить причину — это спросить пользователей.

В нашей компании есть call-center из двух человек и открытый почтовый адрес, куда ежедневно поступают заявки. Многие дизайнеры сторонятся обратной связи, несмотря на то, что это отличный источник информации.

Не относитесь к замечаниям, как к критике. Пользователи делают вам большое одолжение, ведь каждое замечание несет определенную идею. Используйте эти идеи, но не слепо.

Если ваш продукт принципиально новый, пользователи могут просить функционал, который им знаком по существующим сервисам. Не добавляйте в список задач все, что вам рекомендуют. У продукта должна быть философия, от которой нельзя отходить. В то же время, если большая часть клиентов хотят того, от чего вы попытались избавиться, вам стоит задуматься.

Работающий продукт

Дизайн-система

Design Systems Club

Дизайн-системы — один из трендов прошедшего года, чему подтверждение Design Systems Club от Mail.Ru Group. Отечественные компании растут, создают новые продукты и приходят к логичной идеи, что рисовать кнопки под каждый проект неэффективно и даже глупо.

Дизайн-система — это то, к чему должен прийти каждый сервис, ведь постоянно перерисовывая UI-компоненты бизнес использует лишь руки дизайнера и теряет деньги. Но правда в том, что пока дизайнер не поднимет этот вопрос — ничего не изменится. Дизайнер обязан стать частью команды, которая принимает решение, иначе вам не избавиться от клейма творческой личности.

Дизайн-система — это не обязательно масштабный проект, на который нужно выделять несколько недель. В молодой компании это будет большой потерей времени. Дизайн-систему можно начать собирать уже сегодня из наиболее часто используемых компонентов.

InVision

Для BINO CX я создал отдельный проект в InVision, который на протяжении нескольких недель регулярно обновляю. Пока он выглядит сыро, но даже в таком виде его могут использовать разработчики и дизайнеры.

Система компонентов

Paradigm

Лучше всего поддерживать дизайн-систему в коде, благодаря чему, вам не придется проверять каждый релиз на соответствие оригиналу. По этому пути пошли Mail.Ru Group и Альфа-Банк.

Дизайн и Разработка часто конфликтуют, но без их взаимного согласия создать общую систему не получится. У каждого есть свои профессиональные боли. Дизайнеру нужно понять боли разработчика и уже вместе определить дальнейшее взаимодействие. Практика показывает, что общий проект сплачивает команду и избавляет от конфликтов.

Дизайнер → Предприниматель

Steve Jobs

Многие дизайнеры стали предпринимателями, так как видели проблемы людей и знали, как их решить. Самый известный пример — Стив Джобс. Менее известен Брайан Чески (AirBnB) и Михаил Токовинин (AmoCRM).

Я с 18 лет занимаюсь дизайном, но близкие до сих пор не понимают, за что я получаю деньги. Лучше обстоит ситуация с менеджментом компании, но, несмотря на это, пока вы не начнете предлагать улучшения, инициировать процессы и доказывать их состоятельность, дизайнер так и останется творческой личностью в глазах коллег и всего мира.

Докажите, что дизайн — это инструмент, который делает продукт эффективнее, удобнее и проще, а бизнес — прибыльнее. Докажите, что ваши решения — не вздор креатива, а конкретный план, за реализацию которого вы готовы взять ответственность. Выберитесь из комфортного дизайнерского мира и улучшайте индустрию.

--

--

Илья Сидоренко
Дизайн-кабак

UX/AI-дизайнер. Автор книги «Дизайнер интерфейсов» — iskros.com