Typetersburg: шрифтовая конференция в фотографиях и гифках

С 5 по 14 августа в Питере прошёл фестиваль шрифтового дизайна Typetersburg. Мы побывали на двухдневной конференции в рамках фестиваля и рассказываем, как это было.

Kelnik
Дизайн-кабак

--

В целом о конференции

Typetersburg проводится второй раз. В Питер приезжают лекторы из Москвы, Берлина, Копенгагена, Амстердама и Вены. Лекции на английском языке читаются с синхронным переводом. Всех участников конференции объединяет тема шрифта и типографической культуры, но интерактива на удивление много.

Слова о приятной атмосфере часто звучат избито, но конференция действительно получилась приятной по духу — открытой, демократичной и необъяснимо ламповой. Спасибо организаторам. Не всё было идеально с регистрацией и настройкой аппаратуры, но чёрт побери. Когда появляется новое пространство для профессионального диалога, когда оно живёт, развивается и привлекает столько замечательных людей — это праздник.

Избранное

Мы в «Кельнике» ждали конференцию несколько недель. Больше всего нас интересовали лекции Гаянэ Багдасарян, Владимира Кричевского и Дмитрия Карпова, выступления агентства PLAYTYPE и каллиграфа Винсента де Бора. В этом отчёте мы оставляем за кадром воркшопы и другие события, но зато собираем личные впечатления: о чём был разговор, что запомнилось, что вдохновило.

Гаянэ Багдасарян

Brownfox — маленькая шрифтовая студия, состоящая из двух человек: Гаянэ Багдасарян живёт в Германии, а Вячеслав Кириленко — в Казахстане. Они создают узнаваемые и очень качественные шрифты с характером: Gerbera, Brutal, Aeroport, Geometria.

Мы любим использовать шрифты Brownfox в клиентских проектах агенства, и было здорово узнать, как они создаются, на чём основываются и какую идею в них вкладывают создатели.

Гаянэ рассказала о методе микширования: шрифт собирается из ингредиентов, как кулинарное блюдо.

Область интересов Brownfox охватывает швейцарскую типографику и немецкие неогротески. Основная идея дополняется фрагментами и деталями из классических шрифтов. Детали переосмысливаются и дополняются странными, нестандартными решениями, которые цепляют глаз. Шрифты Brownfox — это про характер и своеобразие.

Залитый зазор на стыке нижнего овала и вертикали

Нюанс на стыке нижнего овала и вертикали: в классических шрифтах этот зазор делают узким, чтобы компенсировать заливку краски при высокой печати. В браунфоксовском шрифте Formular этот зазор, наоборот, сразу залит. Возникает лёгкая эксцентричность буквы.

Как всегда, было много вопросов о кириллице: почему кириллические шрифты такие плохие и почему их так мало.

Гаянэ объясняет, что, во-первых, с точки зрения формы кириллица — вторичная система, и шрифтовики, как правило, начинают работу над шрифтом с латиницы.

Во-вторых, успех на латинском рынке — более амбициозная задача. В кириллице что не сделаешь, всё востребовано, рынок пустой, но в то же время и спрос на покупку хороших шрифтов не так высок, как кажется. А для латинского рынка нужно постараться, и охват этого рынка шире. В одном Берлине шрифтовиков больше, чем во всей России.

Под конец прозвучал ответ на вопрос, зачем нужно так много шрифтов. Принято полагать, что каждый новый шрифт разрабатывается, чтобы решать новую задачу. Но на самом деле все типичные задачи давно уже решены: в мире полно удобочитаемых шрифтов для спокойного набора, полно шрифтов для навигации, куча акциденции.

Люди продолжают делают новое, потому что человек так устроен. Шрифтовики делают новые шрифты, потому что им это нравится.

Мы все хотим играть, а не только решать задачи.

PLAYTYPE

PLAYTYPE — это шрифтовая студия, дизайн-бюро и бутик (!) из Копенгагена. Интересно, как эта лекция состыковалась с предыдущей: Гаянэ рассказала о желании играть, а шрифтовики из Копенгагена непосредственно сыграли.

Шрифт Berlingske, изначально разработанный для газеты. Работа над ним заняла 4 года

Основатели студии сделали краткую выжимку из 15 лет своей работы. Как они всегда стремились делать что-то новое, что-то, что демонстрирует другой подход к окружающей действительности.

Шрифтовой бутик в Копенгагене

Например, они создали шрифтовой бутик — реальный материальный магазин, в который можно прийти и купить на кассе шрифты. Он стал не только гаванью для дизайнеров-гиков, но и популярным местом среди обычных людей.

— У нас в магазине можно купить даже ошейник для свиньи! То есть мы делаем товары для широкой публики.

Логотипы, которые демонстрирует PLAYTYPE, заведомо деструктивны и похожи на головоломку

Показали визуальную айдентику для научного института Learning Lab. Наблюдатель должен сломать свой язык и усвоить новый, напрячь мозги, чтобы вчитаться. Слово в этой системе выглядит так, будто оно постоянно меняется.

Ещё одна история. Собрали шрифт из итальянских номерных знаков. Завораживающая игра с достраиванием лигатур, вариативностью форм, многообразием, динамикой, пляской форм.

Весь PLAYTYPE — это про игру в самом искреннем и детском значении слова, но игру, наполненную смыслом и требующую огромной работоспособности. Эти ребята по-настоящему любят буквы.

Винсент де Бор

Де Бор — каллиграф из Нидерландов. Он начал лекцию с атмосферного ролика, где кисть двигалась по бумаге непрерывной линией. Затем рассказал немного о себе, показал фотографии из жизни: «Вот он я, вот я рисую, вот мой кот».

Много рассказывал о том, с какими сложностями сталкивается каллиграф-левша, показывал, как держать руку, чтобы она не закрывала то, что пишет.

При всей простоте и непосредственности рассказ получился проникновенным и меланхоличным (в хорошем смысле слова).

Де Бор называет каллиграфию «путешествием интроверта». Размышляет, как к творцу приходят мысли. Раскрывает свою кухню: делать варианты ради вариантов, чтобы создавать новые каллиграфические стили; начинать с буквы а; искать вдохновение во всём, а не только в искусстве. Вдохновение таится даже в уродливом.

Дмитрий Карпов

Карпов, кажется, уже не нуждается в представлениях; трудно представить драйвовую, вдохновляющую и зажигательную конференцию без его участия. Это как машина без колёс и гроза без молний.

Год от года он не теряет очарования. И вроде всё как всегда: «дизайн — совмещение искусства и технологий». Динамический текст, автоматически генерируемая типографика, объёмные буквы, человек в трехмерном пространстве. Но энергия невероятная, слушать бы и слушать.

Если вы уже бывали на выступлениях Карпова, то знаете это чувство: вагон вдохновения, а формализовать трудно. Прозвучала такая фраза: все люди хотят быть дизайнерами, так дайте им эту возможность.

Эксперимент с курицей: на неё навешивают датчики, курица ходит, и в зависимости от её движений меняется шрифт

Карпов именно этим занимается: предлагает представлять продукты играми, создавать новые алфавиты, когда устал от работы, запиливать интерактивы, тесно связанные с чувственным опытом человека и динамически меняющимся миром. Наши заметки пополнились идеями, но это пока секрет.

Владимир Кричевский

Закрывал конференцию настоящий мэтр — искусствовед, художественный критик, автор многочисленных книг и статей о типографике Владимир Кричевский.

Он рассказывал о книге, над которой сейчас работает. Книга посвящена графическим знакам оттепели, исследованию стиля в широком смысле слова. Получился глубокий, нежный, ностальгический рассказ, отдающий дань прошлому.

В центре внимания был не наборный шрифт, а скорее шрифтовая манера, основой которой в ту пору было изобразительное рисование. В роли дизайнеров выступали «маститые рисовальщики», иллюстраторы книг, решающие скромные шрифтовые задачи.

Для исследования стиля невыгодно снимать сливки, надо копаться в среднем звене. Поэтому новая книга Кричевского ищет закономерности, а не выделяет конкретных звёзд. Стилистические процессы интереснее, чем громкие имена.

Из любопытных черт стиля оттепели: существовало особое начертание — юмористическое. В стилистике появился не только верх и низ, а правое и левое, их контраст. Шрифты отличались гипертрофированной узостью и устремлённостью вверх по вертикали.

Очень здорово, что со сцены прозвучали имена мастеров прошлого — Пожарский, Смирнов, Крейцер, Петунин. У российского дизайна плохо с наследованием традиции, мы не помним прошлое и часто не хотим его помнить. Между тем, Кричевский указывает, как важно «жить своими песнями» — обращать внимание на мир, из которого мы пришли, даже если этот мир не устраивает нас по политическим или идеологическим причинам.

Бонус: два слова о нас. В тексте выше постоянно фигурирует слово «мы». А кто, собственно, мы? Четыре дизайнера из агентства «Кельник» (кстати, сейчас ищем ещё одного — стажёра в отдел поддержки). Спасибо компании за то, что она оплатила нам билеты и позаботилась обо всех головняках. Нельзя промолчать: коллеги, вы лучшие.

Слева направо: дизайнер Ваня Тишинский, арт-директор Даша Почекуева, дизайнер Настя Грабовая. За кадром ещё один дизайнер, Настя Залозная. Она сняла все фотографии и сделала гифки для этого отчёта. Настя, спасибо!

--

--

Kelnik
Дизайн-кабак

Интерактивное агентство из Санкт-Петербурга. Делаем сайты для недвижимости, 3D-визуализацию и тач-столы, работаем с виртуальной реальностью / www.kelnik.ru