Как спасти иллюстрацию, если кажется, что она г**** (не очень)?
В предыдущей статье я рассказал о том, как стилизовать форму, выбирать ракурс, передавать объем и подбирать цвета. Но мои рекомендации касались лишь работы с отдельными элементом, но не со всей композицией в целом. Однако научиться правильно стилизовать объекты, как показал опыт, лишь полбеды самое сложное — работа с композицией.
Статья написана при информационной поддержке телеграм канала PS Tips: Creative & Amazing.
Если тебе хоть немного знакома милая мордашка моего кролика, то ты знаешь, что я веду самые крутые курсы для графических дизайнеров.
А теперь к нашей теме.
Одной из трех главных задач композиции является управление вниманием зрителя. Дизайнер отделяет главный объект от второстепенных, чтобы показать «кто тут главный». Делает он это с помощью контраста.
Благодаря контрасту мы отличаем объект от фона (см. рис 1).
Когда в иллюстрации есть только главный объект и фон, проблем с контрастом нет. Но такая иллюстрация будет не особо интересной для рассматривания. Интереснее, когда есть второстепенные объекты (см. рис 2).
Теперь контраст есть не только между главным объектом и фоном, но и между главным и второстепенными объектами.
Бывает ситуация, когда объектов много, но среди них нет главных и второстепенных (см. рис.3).
В примере выше контраста между объектами нет, они все равномерно распределены по переднему плану и однаковы по важности. Подобный прием используется, когда мы хотим показать, что все объекты композиции равнозначны по смыслу.
Однако на рис.4 появляется иерархия. Для объектов на переднем плане используются яркие насыщенные цвета, объекты заднего плана в свою очередь выполнены в менее насыщенных цветах они и больше сливается с фоном. Появляется эффект глубины.
Его можно усилить, если добавить еще один передний план (в примере выше это уже частично сделано) и увести его в силуэт (см рис. 5).
Подобный эффект как бы «погружает» нас вглубь иллюстрации.
Фокус находится на среднем плане, где происходит основное действие, передний же план расфокусирован, за счет чего деталей почти не видно, а различим лишь общий силуэт передних объектов. Фотографы меня сейчас отлично понимают.
Иногда можно нарушать правила и делать объекты на переднем плане «в фокусе», т.е. детализированными (см. рис. 6).
Но в таком случае — объекты на переднем плане должны по цветам выделяться от объектов на среднем, иначе может получиться каша. В пример выше в некоторых местах объекты переднего и среднего плана сливаются (например, задняя рука медсестры-музыканта слева на переднем плане сливается с белым халатом мужчины).
Пример ниже я считаю более удачным (см. рис. 7).
Для заднего плана на обеих иллюстрациях выше использован эффект тонирования. С помощью тонирования можно усилить контраст между двумя планами (см. рис 8).
Суть этого приема заключается в том, что мы задаем второстепенным объектам цвет близкий к фону, а главные объекты акцентируем с помощью контрастных цветов .
Этот прием можно использовать, например, когда нам важно показать, что персонаж едет на машине, но акцентировать саму машину не имеет смысла (см. рис. 9).
Или когда мы показываем объекты на карте (см. рис. 10).
Или когда без заднего плана будет скучно (см. 11).
Такие композиции выглядят привлекательно, потому что на них акцентированы важные элементы сцены, а второстепенные уведены на второй план. Эффект глубины становится более выраженным.
Однако можно пойти дальше и сделать визуальный вес объектов на заднем плане еще меньше (см. рис. 12).
Для этого все второстепенные объекты рисуются контуром.
С помощью подобного приема можно не только разделять передний и задний план, но и создавать иерархию объектов на плоскости по степени важности (см. рис 13).
Важные объекты оставляем цветными, второстепенные — уводим в контуры.
Интересного эффекта можно добиться комбинируя эти приемы (см рис. 14).
Но без должной сноровки может получиться не очень.
Cамого сильного контраста (если, конечно, не прибегать к черно-белой цветовой схеме) можно добиться добавив в композицию направленный источник света. (см. рис. 15).
А теперь самое интересное.
Бывают ситуации, когда контраст попросту не нужен.
Например, когда мы показываем общий фон без привязки к его конкретным элементам (см. рис 16).
Или когда объект и фон одинаково важны для повествования и неотделимы друг от друга (см. рис. 17).
Или когда у нас плиточная композиция (см. рис 18).
Все зависит от смысла, который мы хотим передать. Контраст— лишь вспомогательный инструмент, а не панацея. Экспериментируйте и находите лучшие решения.
Успехов во всех начинаниях!
Хочешь стать успешным коммерческим иллюстратором и рисовать крутую плоскую графику, но плаваешь в этой теме не как рыба в воде, а скорее как Томми Версетти из ГТА: Вайс Сити?
Не стесняйся, просто напиши мне. Я тебе помогу.