#Уебантино или почему надо читать инструкции к шрифтам

Egor S
Дизайн-кабак
3 min readOct 26, 2019

--

В конце весны 2016 года я провел эксперимент — сделал шрифт максимально быстро.

Мне хотелось проверить теорию, что разработка шрифта не всегда затратный и долгий процесс, что многое зависит от исходных требований и характера проекта.

Идея для шрифта пришла мне в голову, когда я пёк хлеб. Решено было делать буквы пышными и неровными, как само тесто.

«Небрежность» исполнения знаков и касса, сокращенная до кириллицы с цифрами, позволили сократить срок разработки до недели (!). При этом шрифт делался по вечерам, в свободное время и по настроению, т.е. даже не каждый день.

Касса шрифта FE Testo
Инстуркция к применению шрифта FE Testo

По окончанию разработки шрифт FE Testo был выложен в ВК-паблики. Аудитория приняла его на удивление горячо, теория получила подтверждение, а я забыл про него на полтора месяца.

И вот, в середине июля, как гром среди ясного неба, прогремела «Урбантина».

Лучше всего суть произошедшего могут передать только корреспонденты Рен-ТВ: https://youtu.be/cB6sZU2mYV8?t=30s

Жуткий репортаж о том, как у Ильи Авербуха и москвичей испортилось настроение

Оказалось, что шрифтом, предназначенным специально для хлебобулочных изделий (с соответствующей инструкцией по применению), безымянный дизайнер решил набрать надпись для гигантской металлической конструкции парка аттракционов.

Капсом, Карл!

© Автор фотографии: Елена Шахова

Но и этого ему показалось мало, и он сделал текст по кругу, невольно превратив и без того неклассическую «Р» в почти «е». Масла в огонь подлили тролли, специально поворачивающие на фотографиях проблемную букву еще сильнее:

Буква «Р», наклоненная в фотошопе

Сеть заполонили посты и материалы с хэштегами #уебантино.

Большой объем осадков, выпавших в это же время на столицу и поднявший проблему с ливневой канализацией, стал вишенкой на торте, превратив «Урбантино» в имя нарицательное и негласный символ «плохой Собянинской» Москвы для либералов и оппозиционеров всех мастей.

Серьезные издания даже вышли с аналитикой сложившейся ситуации:

Урбанисты негодуют

Организаторы парка, чтобы успокоить Илью Авербуха, исправить казус и повысить читаемость надписей, сначала сделали надпил у «Р» в месте соединения вертикального штриха и полуовала.

Потом и вовсе сменили шрифт на более удачный по их мнению (нет), благодаря чему в итоге и замяли историю.

Я смеялся неделю.

Какой урок мы можем извлечь из этой развлекательной истории?

Каждый шрифт имеет свой характер, предназначение и исторический контекст, определяющие область его применения.

Дизайнер!

Пожалуйста, читай то, что написано в сопроводительной записке к шрифту, а также повышай собственный уровень насмотренности и образованности в истории шрифта и типографике. Однажды это поможет тебе избежать попадания в аналогичный просак.

Написать автору для бесплатного некоммерческого использования или прикупить его шрифты на MyFonts.com.

--

--