Критика для дизайнера

Aleksey Popov
Дизайн-кабак
5 min readJun 3, 2019

--

Уверен, каждый дизайнер не раз сталкивался с критикой, ведь его постоянно окружают эксперты в дизайне. Сарказм, конечно.

В этой публикации хочу поделиться собственным взглядом на критику, поразмышлять над тем, какой она бывает, и зачем она нужна дизайнеру.

Почему дизайнер должен уметь воспринимать критику?

Во-первых, потому что вы будете с ней сталкиваться независимо от вашего желания. И лучше выработать правильное к ней отношение вначале, чем бороться с внутренними последствиями или даже комплексами.

Во-вторых, критика — это всегда возможность улучшить продукт, над которым вы работаете.

Какой бывает критика?

Для начала, я бы разделил критику на «прошеную» и «непрошеную». Первую вы ищите, вторая — настигает вас в самых разных формах и проявлениях.

Вторая градация — «конструктивная» и «неконструктивная».

Если построить небольшую матрицу, то наиболее ценной будет критика, попавшая в сектор «прошеная — конструктивная».

Также, вес каждому критическому отзыву может предавать такой параметр, как экспертность критика. К примеру, отзыв опытного дизайнера важнее отзыва новичка. Или отзыв об интерфейсе сложной системы может быть ценнее, в зависимости от опыта сотрудника, который уже работал в подобных системах и знает, как устроены процессы и какие задачи должен решать такой интерфейс.

Критикуют не вас, а вашу работу.

Первое правило по восприятию критики для дизайнера — это осознание того, что критика нацелена на результат вашей работы, а не на вас лично.

В большинстве случаев, критика обезличена — те, кто критикуют ваш дизайн, могут даже не знать кто вы или как вас зовут.

А в случае, когда вы сами попросили кого-то из знакомых дать отзыв о вашем дизайне, они в меньшей степени хотят задеть ваши чувства личной обидой.

Поэтому не отождествляйте критику вашего дизайна с собой.

Критика — это боль или желание помочь

Если для «прошеной» критики главная причина, почему человек потратил своё время — это желание вам помочь, то в случае «непрошеной» критики — это чаще всего боль. Боль вызывает ощущение неудобства, сломанная привычка и другие эмоциональные факторы. И если поработать с людьми, которые испытывают боль, добившись от них конструктива, можно значительно улучшить свой результат.

Хотя, конечно же, в некоторых случаях, критика может быть вызвана желанием показаться экспертом на фоне вашей работы. Но и в этом случае можно извлечь пользу.

Как реагировать на критику?

Первое — не нужно проявлять негативных эмоций. Вспомните, что критика — это только про конкретную работу, даже если человек пишет в духе Артемия Лебедева «так верстают только мудаки» или попросту сыпет грубостями. Если вы ответите импульсивно, далее конструктива между вами и критикующим может не быть.

Второе — следует отфильтровать значимое от незначимого. Выясните проблему. Попытайтесь понять причины возникновения критики и мотивацию человека. Если критика попала в сектор «неконструктивная» задавайте открытые вопросы, чтобы перевести этот отзыв в сектор «конструктивная».

Где искать критику?

Есть несколько вариантов поиска «прошеной» критики.

  1. Эксперты
  2. Друзья и близкие
  3. Сайты для дизайнеров — Dribbble, Behance, Revision
  4. Сообщества
  5. Ваша команда
  6. Опросы пользователей

Тут я сделаю отступление про культурные отличия в критике между англоязычными и русскоязычными критиками. Англоязычные критики чаще всего более мягки в подборе выражений и стараются вначале вас похвалить, а потом указать на ошибки. Русскоязычные критики чаще всего не особо выбирают выражений, но я бы сказал «более честны» в оценках — т.е. если человек считает, что дизайн плохой, он явно об этом заявит.

Эксперты

Наиболее ценную критику можно получить от опытных дизайнеров, желательно специализирующихся на той же задаче, которую решаете вы — у шрифтовика, спрашивайте про шрифты, а у дизайнера интерфейсов — про интерфейсы.

Но эта же категория является и наиболее сложно досягаемой. Не у всех из нас есть знакомые эксперты в дизайне. И нужно понимать, что каждый человек, особенно эксперт, ценит своё время и у него должна быть мотивация прочитать ваше письмо и на него ответить.

Мой совет — пишите и спрашивайте! У всех, кто может быть полезен. Задавайте конкретные вопросы. И не нужно стесняться и бояться, что вам не ответят. Лучше это делать в виде письма на электронную почту.

Другими вариантами получить экспертное мнение являются мероприятия — митапы, портфолио-ревью, на которых присутствуют эксперты. Поэтому, желательно быть подписанным в социальных сетях на экспертов, а также следить за новостями и анонсами компаний, которые организовывают или принимают у себя различные мероприятия.

Кстати, один из неординарных способов пообщаться с экспертом — это собеседование. Вы можете откликнуться на вакансию, и если пройдёте до нужного этапа, у вас будет возможность задать свои вопросы.

Друзья и близкие

Эта категория наиболее достижима, но, порой, менее экспертна. Возможно, вы не получите совета про увеличение интерлиньяжа в своём макете, но точно можете спросить понятен и удобен ли ваш продукт. Поэтому не пренебрегайте друзьями и близкими, которые вас окружают.

Сайты для дизайнеров

На Dribbble, Behance и Revision вы можете получать критику от коллег по цеху. Не забывайте дописать призыв дать отзыв о вашей работе.

Важно помнить, что вашу работу будут оценивать разного уровня эксперты (не ленитесь сходить к ним в профиль и посмотреть на работы) и на разных площадках есть свои гласные и негласные правила и устои. А в связи с культурными особенностями, отзывы об одной работе на Dribbble и Revision могут сильно отличаться.

Сообщества

Ищите мнения людей в Slack, Facebook, Telegram и Spectrum (в конце статьи будет список сообществ, в которые я бы советовал вступить). Не ограничивайтесь только сообществами для дизайнеров. Задавайте уточняющие вопросы и дискутируйте. Это отличный способ получить отзыв о дизайне бесплатно. К сообществам я бы отнёс также любые мероприятия и встречи, на которых будут те, чьё мнение будет вам полезно. Посмотрите, что происходит в вашем городе или стране на Meetup.

Ваша команда

Если вы работаете в команде, то при правильно выстроенном процессе, получите достаточное количество критики, даже если вы в команде единственный дизайнер.

Опросы пользователей

Если вам повезло иметь пользователей, самое время задать им вопросы. Это можно сделать с помощью опросников или интервью.

Ваши аплодисменты — это лучшее!

1, 2, 3, 10, 20 или даже 50! Просто нажмите на иконку с ладошками и удерживайте пока не произойдёт магия!

Спасибо!

Бонус — Mood Board Picker — канал, куда ходить за вдохновением.

--

--