Почему продуктовое мышление важно для дизайнера?

Жизнь слишком коротка, чтобы делать вещи, которыми никто не будет пользоваться.

Ignat Goldman
Дизайн-кабак

--

Размышляя о пользовательском опыте (User Experience), мы зачастую думаем о простых и красивых решениях, которые упрощают жизнь пользователя при взаимодействии с продуктом. Но на самом деле, эти решения — всего-навсего небольшая часть продукта, лишь одно из множества возможных решений проблемы пользователя. Думать о продукте — значит мыслить о конкретных проблемах пользователя, о задачах, которые должны быть решены (jobs to be done), о его целях и том, что мы получим от всего этого.

То есть, получается, что ключевое в UX — не набор каких-то удобных фич, а те действия и задачи, для решения которых пользователи пользуются нашим продуктом. Например, для Яндекс.Такси ключевым будет возможность заказать такси быстро и в любое время суток. Счетчик времени, оставшегося до прибытия машины, является всего лишь одним из инструментов для создания этого опыта. Но даже если его не будет, продукт Яндекса сможет продолжить свою работу. С другой стороны, если исключить отсюда сам продукт — такси, то в самом счетчике уже не будет никакого смысла. Понимаете, к чему я? Все эти фичи и функции не работают без продукта. Поэтому он — первое, о чем должен задумываться дизайнер.

Think in products, not in features — думайте о продуктах, а не его функциях.

Как понять задачи, для которых создается продукт?

Любой продукт должен иметь пользовательский опыт, для которого он создавался. Он должен удовлетворять потребностям и решать задачи, с которыми сталкиваются люди. Так он становится значимым и начинает иметь какую-то ценность. Если проблема оказывается вымышленной или продукт решает её неправильно, то его существование становится бессмысленным. Если последнее еще можно исправить, то с первым уже ничего не поделаешь. Поэтому здесь возникает вопрос: “Как понять, правильно ли мы определили проблему и существует ли она вообще?” Увы, никогда нельзя быть уверенным на 100%, но одним из самых действенных способов остаётся общение с пользователями и слежение за его действиями. Только так мы узнаем и решаем реальную пользовательскую проблему.

It’s not the customer’s job to know what they want — Знать то, чего он хочет — не задача клиента. Стив Джобс.

Например, предприниматель Клей Кристенсен (Clay Christensen) как-то пытался улучшить продажи молочных коктейлей. Чего он только не делал: предавал им различные вкусы, добавлял больше или меньше сахара, увеличивал размер порции и тд. Ничего не получалось, пока он не стал наблюдать за тем, кто его покупатели и почему они пьют молочные коктейли. Оказалось, что основное, зачем люди покупают коктейли — возможность скрасить их долгий утренний путь на работу. Польза от молочного коктейля для них состояла в том, что это густой напиток, который пьётся дольше, чем какой-либо другой. Причем пользователи сами не могли этого объяснить, но проблема существовала. В итоге, Кристенсен принял решение сделать коктейли гуще и повысил продажи. Вот, кстати, интервью с ним: http://ipony.de/?p=3495]

Fall in love with a problem, not a specific solution — Влюбитесь в проблему, а не решение. Laura Javier.

Думайте о продукте и создавайте решения нужные людям

Продуктовое мышление помогает создавать успешные решения. Определяя проблему, которую решает продукт, мы должны ответить на вопрос: “Почему мы создаем этот продукт?”; определяя целевую аудиторию, спросите себя: “Кто будет пользоваться продуктом?”, а определяя решение: “Как мы это сделаем?” Всё это, в конечном итоге, поможет вам придумать правильное решение и создать нужный продукт, а знание целей поможет вам правильно измерить его успешность.

Проблема — решение

Продукт становится значимым тогда, когда решения в нём удовлетворяют поставленным задачам. Эти решения должны описывать то, как поставленная задача может быть решена (помните пример с такси?) А какие-то фишки и фичи нужны уже лишь для того, чтобы поддержать и расширить пользовательский опыт, но не заменить его. Дизайн взаимодействия (Interaction Design) и визуальный дизайн (Visual Design) могут сделать продукт красивым и простым в использовании, но никогда не сделают его значимым. Вот почему так важно правильное выделение проблемы для успеха продукта.

Определение продукта

При продуктовом мышлении, для начала важно ответить на следующие вопросы:

— Какую задачу мы решаем? (Пользовательскую задачу, User Problem)
— Для кого мы это делаем? (ЦА, Target audience )
— Почему мы это делаем? (Видение, Vision)
— Как мы это сделаем? (Стратегия, Strategy)
— Чего мы хотим достигнуть? (Цели, Goals)

И только после этого можно подумать о том, какие фичи и фишки будут у продукта (Features).

Сила продуктового мышления

Продуктовое мышление дает дизайнерам преимущество при создании по-настоящему полезных инструментов для людей, которым они могут понадобиться. Оно помогает понять пользовательский опыт продукта в целом, а не только взаимодействие с ним или визуал. Разработчикам оно помогает решать реальные проблемы пользователей и уменьшает риск создания чего-то ненужного. Оно позволяет принимать правильные решения, когда речь заходит о добавлении новых фич.

Building features is easy, building the right features for the right people is challenging — Создавать фичи легко, но создавать нужные фичи для решения реальных проблем — это вызов.

Продуктовое мышление позволяет UX-дизайнерам задавать правильные вопросы, создавать нужные решения и эффективнее общаться с заказчиками. Оно позволяет говорить “нет” и сомневаться перед добавлением новой фичи в продукт. Каждый раз, когда кто-то приходит с новой идеей, нужно сначала задать правильные вопросы, а только потом приступать к рисованию макетов и прототипов. Это позволит продукту быть и оставаться эффективным и востребованным.

Заключение

Продуктовое мышление позволит вам быть более уверенным в том, что вы принимаете правильные решения и решаете реальные проблемы людей. Оно является основой для создания успешных продуктов, которыми хотят пользоваться. Оно также устанавливает плотную взаимосвязь между менеджментом и дизайном продукта, что ведет к его усилению.

Оригинал этой статьи вышел 3 года назад, но до сих пор не потерял своей оригинальности. Я считаю, что каждый начинающий дизайнер, чтобы быть успешнее и продуктивнее, должен прочитать её и придерживаться описанного в ней подхода.

Кстати, я веду свой канал в телеграме. Пишу о дизайне и психологии, а также по-немного делюсь тем, что узнаю на курсе Digital Art Direction в Британке. Подписывайтесь!

--

--

Ignat Goldman
Дизайн-кабак

Senior Product Designer at Grabr. Traveller & mobile photographer. Japanese culture lover. Interested in cognitive science.