Дизайнер, закрой Dribbble! 3 вещи, которые помогут в карьере больше чем портфолио

Илья Сидоренко
Дизайн-кабак
7 min readJun 13, 2018

--

Мой прошлый год начался с рабочей поездки в Нью-Йорк, где мы с идеей нового сервиса проходили Starta Accelerator. Проработав бизнес-модель, уже в августе мы запустили BINO CX по всей России и к концу года достигли выручки 1 млн рублей в месяц.

Несмотря на быстрый рост, денег на всю команду не хватало, и мы решили перевести часть сотрудников на парт-тайм, в том числе, и меня. Тогда я начал думать, чем занять освободившееся время и самым логичным способом было найти фриланс-проекты, и я направился на Dribbble с целью заиметь клиентов, но не все пошло по плану.

На протяжении многих недель, я публиковал шоты, но ничего интересного так и не пришло. Конечно, продолжая это дело на протяжении многих месяцев и лет, клиенты бы появились, но я решил посмотреть на эту ситуацию стратегически и задал себе логичный вопрос:

Окей, я потрачу несколько лет на то, чтобы зарекомендовать себя на Dribbble. Но зачем? Ради того, чтобы в будущем иметь возможность фрилансить по вечерам?

Менять основное место работы я не хотел, стать лучшим дизайнером планеты тоже (мне намного интереснее построить свой продукт с нуля), поэтому перспектива зарекомендовать себя на Dribbble меня не увлекла, и я решил подойти к этому вопросу по-другому.

С 2012-го года я записываю все свои малые и большие, личные и профессиональные достижения (если честно, делаю я это для того, чтобы впоследствии было проще написать автобиографию, но, как оказалось, эти заметки пригодились мне намного раньше) .

Я решил проанализировать профессиональные достижения, дабы понять, что являлось их предпосылками и выяснил интересную вещь. Ни одно из достижений не было итогом применения моих профессиональных навыков. Прогресс в каждом из прорывных случаев определяли другие вещи.

О них я вам и расскажу.

— #1

https://toolsoftitans.com/

Это единственная книга, которую я привез из Нью-Йорка. В ней я прочитал об одном из самых успешных фотографов мира Chase Jarvis, который поработал с Nike, Apple, Google, Red Bull и многими другими топовыми брендами и спортсменами. Помимо своей фото-студии, он основал образовательную компанию Creative Live, в которую инвестировал Richard Branson. В дополнение к этому, Chase ведет YouTube-канал, куда приходят профессионалы мирового уровня из разных отраслей.

https://www.youtube.com/channel/UCp8mr0kjVyVAmvexLDqB60A

Меня очень заинтересовала история Chase Jarvis, так как искусство фотографии очень напоминает дизайн. Все начинается с хобби, которое может перерасти в профессиональную карьеру. Но лишь единицам удается построить личный бренд мирового масштаба, поэтому я стал искать, что помогло ему достичь подобных результатов.

И ответ я нашел в его интервью для журнала Forbes:

Конечно, вы должны быть хороши в своем ремесле, но это лишь половина успеха. Оставшиеся 50% приходит из создания сообщества и построения отношений с другими людьми.

Приведу несколько знакомых нам примеров.

  • Студии Артемия Лебедева уже более 20 лет, но о ней знают не только в дизайне, но и далеко за пределами отрасли. И все не потому, что она была одной из первых (есть ряд старых студий, о которых мы сегодня не помним), а потому что на протяжении многих лет ее основатель активен во всех популярных социальных сетях.
  • Юрий Ветров уже на протяжении многих лет ведет “Дайджест продуктового дизайна”, который читают тысячи дизайнеров, и эта деятельность привлекает внимание к дизайн-команде Mail.Ru Group намного больше, чем сервисы компании, которыми пользуются миллионы.
  • Сергей Попков, управляющий партнер и шеф-дизайнер #1 дизайн-студии России, рассказывал мне, что когда AIC начала подниматься в рейтингах и ее начали узнавать на тендерах, ассоциировать с каким-либо человеком студию было сложно, потому было принято решение выдвинуть кого-либо на фронт.
    С тех пор AIC записал дизайн-курс, который прошли более тысячи дизайнеров, провел сотни вебинаров и десятки мероприятий, который отлично привлекают внимание молодых дизайнеров и собирают аудиторию вокруг Сергея, который вложил в них свои усилия, передав часть накопленных за многие годы знаний.

Начиная любую инициативу необходимо понимать, что ее успех нельзя предугадать заранее. Но чтобы он пришел, необходимо пройти через этап, когда у вас нет аудитории. Многие прекращают свои начинания, получив кучу негатива в комментариях, с чем мне тоже приходилось сталкиваться. Этому может быть причиной неправильно выбранная аудитория или неотработанный стиль. И если первое довольно легко определить, то второе требует много месячных усилий.

Лишь спустя полгода после того как я запустил свой первый блог (его читало ~50 человек) у меня случился мини успех — Альпина Паблишер согласилась предоставить мне свои книги бесплатно, в обмен на рецензии, а чуть позже и МИФ.

Я пишу о дизайне и карьере уже не первый год, но лишь последние полгода он начал приносить мне дивиденды. И причем не только узнаваемость в профессиональных кругах, но и финансовые предложения (от которых я пока отказываюсь).

— #2

Это фото сделано в московском офисе Visa, где мы вместе с представителями крупного банка разрабатываем новые механики привлечения пользователей в онлайн-сервисы.

За последние полгода я сделал несколько подобных проектов, которые стали самыми финансово успешными за всю мою карьеру. Работая по вечерам я зарабатывал больше, чем на основной работе, и однажды, мой доход превысил 300 тысяч рублей за месяц.

Самое интересное в этой истории, что узнали они обо мне от человека (Антона Мишина), которого я не видел четыре года. Почему же он порекомендовал меня, несмотря на то, что мы виделись с ним всего пару раз?

http://hackaphone.ru/city/moscow-final/

Это фото сделано пять лет назад на одном из хакатонов. Напротив меня сидит Артем Кейдунов, основатель компании Statsbot, с двумя офисами: один в DI Telegraph на Тверской, другой в San Francisco.

Недавно он написал мне следующее:

“Я думаю сменить дизайнера <…> Начал думать о знакомых дизайнерах и ты on top of the mind и решил тебе написать”.

Снова похожая история.

С Артемом мы общаемся примерно раз в год, случайно оказавшись на каком-либо мероприятии, но тем не менее, первым дизайнером, который пришел к нему в голову, оказался я.

Немного подумав, я понял, что это происходило благодаря двум вещам:

  1. Артем и Антон знали, что я дизайнер
  2. На протяжении нескольких лет, я неосознанно им об этом напоминал, делая публикации и появляясь на мероприятиях

Этот опыт научил меня довольно простой идее:

Вещи сами себя не создадут. Все прорывные идеи создаются людьми. В особенности людьми из разных профессий, так как на грани технологий и дизайна можно изменить мир (что делают такие компании как Apple и Tesla).

— #3

На Dribbble есть ряд сильных дизайн-команд, которые публикуют реальные проекты … но большинство пользователей занимаются лишь копированием, что в итоге ведет к усреднению дизайна.

Причем, подобное копирование будет приносить дизайнеру лайки и узнаваемость просто потому, что этот дизайн скопирован у лучших и понятен всем, но проблема в том, что он становится оторванным от реального мира.

Первопроходцы создавали новый стиль с определенной целью, когда как подражатели используют его как самоцель. В итоге образуется отдельный дизайн-мир, оторванный от задач бизнеса, для решения которых он и был создан.

Я думаю, что вы узнали авторов этих работ. Интересно то, что Покрас Лампас и Глеб Кузнецов говорят схожие вещи.

Конечно вы должны знать, что происходит в отрасли, но не стоит просто копировать тренды. Копировать можно ради того, чтобы чему-то научиться и улучшить свой стиль. А чтобы создать что-то новое, нужно смотреть вне. В реальный мир.

Не сужайте воронку идей, анализируя Dribbble или Behance. Мир намного больше этого. Да, придется подумать, поломать голову, что сложнее. Но лишь таким образом, вам удастся создать уникальный и неповторимый стиль, который выведет вас из гонки с тысячами азиатов за очередной заказ, где всегда кто-либо будет готов сделать работу дешевле.

Посмотрите на эти работы и попробуйте определить автора или выбрать лучшую. Все они в разной степени популярны среди дизайнеров, но абсолютно не уникальны.

— 3 (+1)

Есть три вещи, которые, по моему мнению, помогают в карьере больше, чем портфолио:

  1. Построение сообщества
  2. Общение с профессионалами из разных сфер
  3. Жизнь и работа в реальном мире (вне своего сообщества)

Но, помимо этого, есть еще одна вещь, которую очень полезно понимать.

Отрасль цифрового дизайна еще довольно молода, и у нас нет тысяч историй успеха и неудач, на которых мы можем чему-то научиться. Поэтому мы не задумываемся над тем, что будет через 5–10–15 лет.

Я знаю нескольких отличных дизайнеров, которые сделав ряд больших проектов и доказав свою эрудицию всем, устали и потеряли мотивацию к своей работе. А как вы знаете, дизайнер без желания сделать что-то выдающееся не сможет выдать отличный проект.

А три вещи, о которых я говорил выше, смогут для многих из нас стать спасением в будущем: принести новые проекты, знания и инициативы, которые и будут поддерживать мотивацию и любовь к своему делу на протяжении многих лет.

Именно этого я вам и желаю.

Спасибо за прочтение
Если у вас есть вопросы, буду рад общению в Instagram · Facebook · VK

Эта статья — текстовая версия моего доклада с Dribbble Meetup 2018.
Спасибо Юрий Ветрову за приглашение и друзьям за поддержку.

--

--

Илья Сидоренко
Дизайн-кабак

UX/AI-дизайнер. Автор книги «Дизайнер интерфейсов» — iskros.com