Дизайн-Соло. Как создавать продукты, когда ты один дизайнер в компании

Илья Сидоренко
Дизайн-кабак
8 min readAug 30, 2017

--

Большинство дизайнеров начинают свой путь с фриланса или попыток стать фрилансером, размещая свои работы на Dribbble, Behance или fl.ru. Мало кому повезло с опытным наставником и, гораздо чаще, юным дизайнерам приходится самостоятельно постигать принципы построения интерфейса. Проанализировав личный опыт самостоятельной работы в качестве фрилансера и продуктового дизайнера, я выделил несколько инструментов, которые оказали наиболее сильное влияние на мое развитие не только как дизайнера, но и специалиста, который влияет на бизнес-процессы компании.

Как преподносить свои идеи и решения

Самое большое препятствие с которым сталкивается дизайнер, презентующий идею — это непонимание заказчиком сути работы дизайнера. Мне не раз приходилось прерываться во время презентации, чтобы ответить на вопрос, касающийся не столь важных деталей. Чаще всего это происходит так: ты пытаешься провести клиента от проблемы к решению, а он в это время цепляется за небольшую визуальную делать, которая уводит презентацию в русло обсуждения незначительных вещей. В итоге ты оказываешься с кучей правок, а решение проблемы донести так и не удается. А поскольку визуальный стиль дело куда более субъективное, чем логика решения проблемы, вы можете погрязнуть в доработках надолго.

Решить эту проблему, как оказалось, не сложно. Заметив, что заданный вопрос не относится напрямую к решению проблемы, предложите вернуться к этой теме позже. Очень часто после того, как вы расскажете, каким образом интерфейс решает проблему пользователя, прошлые замечания отпадают, так как заказчик начинает понимать чем на самом деле занимаются дизайнеры.

Отличный тому пример мой диалог с директором компании, в котором мы обсуждали новую страницу контактов:

-Чего так крупно-то?
- Ты про что?
- Шрифт
- Зачем человек заходит на эту страницу? Увидеть контакты. Он заходит и сразу их видит. Видит то, что хотел найти.

На этом диалог закончился. Было бы глупо продолжать дискуссию и тратить время и энергию в бесполезных дебатах. Многие привыкли, что контакты — это блок текста с размером шрифта 14 px, спрятанный где-то за картой. Заказчик редко понимает. что такое дизайн, поэтому ориентируется на устоявшиеся шаблоны. А когда ты обосновываешь визуальное решение логикой, шаблоны рушатся, и к вам начинают относится как к профессионалу.

Потеря фокуса

Буквально на прошлой неделе я работал над новым интерфейсом, пока ко мне не подошел коллега с просьбой: «Тебе на это потребуется всего 15 минут. Помоги, а …».

Действительно, на решение задачи может потребоваться несколько минут, но отвлечение от задачи, над которой вы работали несколько часов, стоит куда дороже.

Джейсон Фрайд, CEO Basecamp и автор нескольких бестселлеров, во время своего выступления на TED сравнивал работу со сном. Его главный посыл в том, что чтобы выспаться человеку нужно войти в определенную фазу на что требуется время. То же самое и с работой. Нам требуется некоторое время чтобы войти в поток, когда все вокруг перестанет существовать, и все внимание будет посвящено одной задаче. Поэтому, прервавшись даже на минуту, вам придется заново тратить время на вхождение в состояние полной сосредоточенности.

Самое эффективное решение этой проблемы — попросить написать сообщение прежде, чем подходить. Интровертам придется выйти из зоны комфорта и, возможно, даже почувствовать обиду коллеги, но пройдет время и вместо обиды вы увидите уважение. Чтобы сообщения не отвлекали, я ставлю ноутбук в режим «Не беспокоить» и проверяю уведомления во время перерывов.

Как измерить эффективность

В начале этого лета я решил повысить эффективность работы и провел эксперимент. Используя сервис Toggle, я записывал практически по минутам какими задачами занимаюсь в рабочее время. Первые две недели дали немного информации. Единственное, что я выяснил, это то, что каждый день 1–3 часа уходят на непонятные вещи.

Спустя где-то месяц, я получил более детальную аналитику и начал выявлять закономерности. Я увидел, как продуктивность меняется в зависимости от времени суток и дней недели. Соотнеся эту информацию с временем тренировок, приема кофеина и питанием, я внес некоторые коррективы в свой график.

Например, я перестал пить кофе на голодный желудок. Кофеин не дает энергию, а лишь блокирует вещество, которое не дает мозгу понять, что тот устал. Выпив чашку кофе, мы даем мозгу возможность отвлечься от усталости, но если организм находился в дефиците энергии, вы об этом узнаете лишь когда действие кофеина пройдет. Это опасно, так как не чувствуя необходимости пополнять запасы, вы вгоняете организм в энергетическую яму, что заставляет нас снова идти за кофе. Многие так живут годами не понимая причины недостатка энергии. Поэтому прислушивайтесь к своему организму когда чувствуете усталость и думайте, каким образом восстановить уровень энергии: перекусить, встать и пройтись или выпить кофе.

Помимо этого, я заметил еще одну интересную вещь. Если вы правильно питаетесь и регулярно тренируетесь ваша способность переживать стрессы сильно возрастает. Приведу пример.

Я как и миллионы футбольных болельщиков с удовольствием наблюдаю ежегодное противостояние мадридского Реала и Барселоны. Но дело в том, что эти матчи начинаются поздно. Последние два стартовали в 23:00 и 00:00 по московскому времени. Я просыпаюсь в 6, тренировка начинается в 8:20, а рабочий день длится до 18–20 часов. То есть, за последнюю неделю у меня было два дня, когда я спал меньше обычного (5 и 4.5 часа). Внимательно изучив количество и качество выполненных задач в эти дни, а также свое самочувствие, я не заметил никаких изменений.

У каждого человека свой график дня, уровень физических нагрузок и рацион, поэтому приводить конкретные советы не столь эффективно. Главное, на что стоит обратить внимание — это каким образом различные продукты и виды деятельности влияют на ваш уровень энергии.

Как планировать свой день

Проведя эксперимент, описанный выше, я выяснил что после 4 часов работы в Sketch (PS) эффективность заметно падает, поэтому я стал делить свой день на отрезки, когда я занимаюсь только UX или только визуальным дизайном. (Понятно, что это разделение грубое, но, тем не менее, имеет место быть.)

Было время, когда я, руководствуясь советами из интернета, считал утренние часы самыми продуктивными и в это время никого к себе не подпускал. Теперь же, ориентируясь на свой организм, я большую часть встреч провожу в первой половине дня. Дело в том, что после тренировки требуется некоторое время, чтобы организм пришел в себя. В это время я не очень эффективен для выполнения умственных задач, поэтому предпочитаю использовать это время для обсуждения рабочих вопросов.

Не стоит работать короткими промежутками. Полгода назад я работал спринтами по 25 минут, пока не понял всю глупость этой затеи. Стоило мне войти в состоянии полной погружённость в задачу, как сразу таймер пищал и принуждал к перерыву. Справедливо сказать, что работая по технике Pomodoro, я чувствовал себя лучше, но делал значительно меньше.

Работать промежутками 45–120 мин стало одним из решений, которое позволило увеличить продуктивность и избежать потерянных на непонятные дела часов.

Последнее что я сделал — это перестал составлять списки задач на день. Вместо этого, перед тем как приступить к работе, я просматриваю Todoist и выбираю самую приоритетную задачу.

Дизайн и разработка

Дизайнеры не создают продукты. Продукт — это всегда итог работы как минимум дизайнера и разработчика и, именно поэтому, продуктовому дизайнеру полезно находиться в тесном контакте с разработкой.

Отличный пример взаимодействия дизайна и разработки — это дизайн-система Mail.Ru Group Paradigm, в которой информация о каждом элементе хранится в виде переменных, что позволяет ускорить взаимодействие между отделами.

Мой личный опыт так же показывает, что создав библиотеку компонентов и наладив личное взаимодействия с разработчиками, вместо того, чтобы расставлять блоки по артбордам, ты начинаешь больше времени уделять решению реальных проблем. В результате чего, удовлетворенность работой повышается, как и ваш вклад в компанию.

Полгода назад, мы создали библиотеку компонентов и спустя месяц я заметил, что некоторые идеи начали вноситься в продукт практически без моего вмешательства. Аналитик мог самостоятельно спроектировать страницу и передать идею в виде простых набросков на листе, которые сразу передавалась в разработку. Конечно, такой процесс нельзя использовать для сложных вещей, но для типовых он оказался работоспособен.

Нетворкинг и дизайн

Признаем, что большинство ИТ-шников — это интроверты. У нас могут быть хобби, друзья, но мы все равно в какой-то мере замкнуты в своем мире. Это хорошо для работы, но плохо для развития сети контактов.

Нетворкинг принято связывать с блатом или работой по знакомству, что совсем неверно. Есть конечно и такие примеры, но, по большей части, нетворкинг дает возможность людям сделать то, что они не в силах были сделать по одиночке. Мы ни раз видели у руля компаний двух основателей, один из которых — технарь, а другой — продавец или маркетолог.

Хорошим способом обрести новые знакомства стал для меня курс ux-design от AIC, где я, помимо того, что обрел новые навыки, познакомился с несколькими десятками профессионалов в области дизайна. К этому можно добавить конференции, мастер-классы и просто онлайн-общение.

Нельзя не отметить, что мое первое знакомство с профессией дизайнера произошло на последней конференции UX-Среда в старом офисе Mail.Ru Group, куда меня пригласил человек, с которым я также познакомился на конференции.

Обратная связь

Мы уже говорили, что получение обратной связи от профессионала является одним из самых эффективных инструментов развития. Именно поэтому, упомянутый курс сильно повлиял на уровень моих работ. Но даже не имея возможности получить качественный фидбек от профессионала, вы в силах научиться оценивать свои работы самостоятельно.

Самый простой и эффективный способ оценить свою работу — начать придираться к деталям. В итоге, вы либо отлично подготовитесь к презентации, так как сможете парировать любой вопрос, либо найдете недоработки и сможете своевременно их исправить. Все же слышали о силе вопроса «Зачем?». Дизайнеру его нужно задавать постоянно.

Также неплохой способ оценить свой уровень — это выставлять работы на дизайн-ресурсах и участвовать в конкурсах. Многие дизайнеры сильно поднялись, после участия в Russian Design Cup или качественно оформляя проекты на Behance. Например, Георгий Квасников после удачного проекта переехал в Нью-Йорк, а Артем Тройной в Амстердам.

И еще одна вещь

Два года назад срок моего пребывания в общежитии закончился, а тогдашний заработок не позволял снимать квартиру в столице. В то время я писал статьи в мужской журнал, Хабрахабр и личный блог, читал книги, посещал тренажерный зал и подрабатывал на фрилансе. Но настало время сфокусироваться на чем-то одном и стать профессионалом, поэтому я взялся за тестовое задание для одной компании, но, даже не успев его закончить, узнал, что вакансия дизайнера закрыта.

Но все же, я решил закончить работу и после этого отправил макет. На всякий случай. И меня пригласили. Спустя два дня я вышел на первую в своей жизни фулл-тайм работу. За эти почти два года я сильно вырос как профессионал. А что было бы если бы я бросил выполнять задание, как только получил отказ?

Мой опыт работы на фрилансе и в продукте не раз доказывал, что порой тебе приходится месяц за месяцем работать, не видя значительных результатов, получать отказы и негативные комментарии. Но, несмотря ни на что, нужно продолжать, ведь это единственный способ добиться большего и стать чем-то большим, чем ты сейчас являешься.

--

--

Илья Сидоренко
Дизайн-кабак

UX/AI-дизайнер. Автор книги «Дизайнер интерфейсов» — iskros.com