Как растет дизайн-отдел внутри компании

--

Если компания растет и развивается, то вместе с ней растет и дизайн-отдел. Что происходит на каждой стадии развития и как устроено взаимодействие в команде — разберем далее. Для простоты привожу усредненные цифры по составу человек.

1 этап. Человек-оркестр (стартап)

— Структура команды: 1 мидл-дизайнер, 1 продакт, 1 разработчик

— Взаимодействие: Мидл-дизайнер решает все задачи продакта или владельца компании. Он делает всё — начиная с открытки на день рождения для мамы CEO и заканчивая анимацией прелоадера.

Комментарии: На этой стадии целесообразно взять одного мидл-дизайнера: вам понадобится его опыт, чтобы создавать сервис с нуля и закрывать разношерстные мелкие задачи с брендингом или печаткой. Джуниор стоит дешевле, но он не сможет делать быстрые MVP или customer development, а подсказать и направить его будет некому. Сениор-дизайнер тут не нужен, так как его стоимость в контексте стартапа неоправданно высока.

2 этап. Человек-оркестр с помощником (малый бизнес)

— Структура команды: 1 мидл-дизайнер, 1 джуниор, 1 продакт, 1–5 разработчиков

— Взаимодействие: Продакт направляет задачу мидл-дизайнеру, чтобы тот её оценил. Если задача простая или рутинная, то она уходит джуниору. Если сложная, то мидл берет её на себя.

Комментарии: Когда количество задач увеличивается, то появляется возможность взять ещё одного дизайнера. Простую рутинную работу вполне может закрыть джуниор за доступную цену.

3 этап. Мини-студия внутри компании (средний бизнес)

— Структура команды: Дизайн-отдел (1 джуниор, 1 мидл, 1 сениор, 1 лид-дизайнер) + 10 продактов + 10 разработчиков

— Взаимодействие: Лид-дизайнер брифует продактов и контролирует сроки. Он же отправляет задачу дизайнерам, контролирует качество и задает общее направление движения. Лид-дизайнер частично выступает в роли проджекта и трафик-менеджера.

Комментарии: Когда количество и уровень задач растет, то надо брать сениор-дизайнера и лида к уже имеющимся джуниору и мидлу. В дальнейшем в такой структуре можно увеличивать штат дизайнеров — правда, в таком случае вам понадобится ещё и проджект-менеджер. По структуре команды и формату работы это похоже на мини-студию внутри компании.

4 этап. Скрам-команды (средний бизнес)

— Структура команды: 5 скрам-команд, в каждой команде по 1 мидл-дизайнеру. Плюс отдельно лид-дизайнер.

— Взаимодействие: Все дизайнеры действуют самостоятельно: они единое целое со своим продактом. Лид-дизайнер минимально вмешивается в дизайн-процессы внутри скрам-команд. Его задача — контролировать и курировать крупные изменения в продукте, чтобы все было консистентно.

5 этап. Скрам-команды вместе со студией внутри компании (крупный бизнес)

— Структура команды: 20 скрам-команд, в каждой команде по 1 мидл-дизайнеру. Отдельно существует дизайн-отдел (7 сениор-дизайнеров, 1 лид, 1 продакт).

— Взаимодействие: Каждый мидл-дизайнер привязан к своему продакту. При этом есть дополнительный дизайн-отдел, который проводит ревью, развивает дизайн-систему, работает над глобальными задачами (общая навигация, архитектура приложения и т. п.).

Жизнь в компании не прямолинейна и часто не укладывается в одну схему. Однако такая структура помогает выявить общее направление роста, что будет полезным при построении дизайн-процессов для частных случаев.

--

--